По подсчетам специалистов, сейчас пустыня занимает всего примерно 80 тысяч гектаров территории Ставрополья. Но уже под угрозой сотни гектаров плодородной земли - каждый год границы песков расширяются. Как недавно рассказал "РГ" фермер из села Ачику- лак Нефтекумского округа Александр Киц, за год пустыня регулярно "съедает" десятки метров.
- Год назад ездил травить саранчу по проселочной грунтовке, она была хорошо накатана. Песок от дороги был метрах в 50 и только подступал. А сейчас по этой грунтовке я уже не могу проехать, ее занесло песком. Приходится объезжать участок и новую дорогу накатывать. За год примерно на 100 метров продвинулся песок, - отметил Киц.
Ученые из лаборатории лугопастбищного кормопроизводства Всероссийского НИИ овцеводства и козоводства в сотрудничестве с Северо-Кавказским филиалом ФГБНУ "Федеральный научный центр агроэкологии, комплексных мелиораций и защитного лесоразведения РАН" создают модель степи с использованием ресурсосберегающей технологии. По задумке, специально выращенные семена растений можно будет использовать, чтобы восстановить растительный покров в зоне, занятой песками.
В науке такая территория называется аридной - здесь сухой климат и климат с недостаточным атмосферным увлажнением, а земледелие невозможно без искусственного орошения. Находится эта зона в Терско-Кумском междуречье, которое занимает часть территории Дагестана, Чечни и Ставрополья.
Под угрозой наступления песков со стороны Дагестана и Калмыкии восточная часть Ставрополья: Левокумский, Нефтекумский, Степновский, Арзгирский и Курский округа региона. В зоне риска находится 383 тысячи гектаров, или 6,8 процента площади сельхозугодий. Как считают специалисты, если не принять никаких мер, опустынивание продолжится. Действовать же следует в двух направлениях - восстанавливать пастбища, исчезающие из-за бесконтрольного выпаса скота, и лесные насаждения, которые находятся в плачевном состоянии.
В каждом из округов причины деградации земель разные: в Курском - разрушение почв из-за ветра, в Левокумском и Нефтекумском - засоление земель, в Степновском - водная эрозия и засоление. Итог же один: на смену плодородным полям и пастбищам приходят безжизненные пески.
Только на Ставрополье это может привести к значительной потере урожая и ежегодным убыткам на общую сумму около двух миллиардов рублей.
Засеивать границу пустыни будут теми растениями, которые и так неплохо себя чувствуют в экстремальных условиях. Для этого ученые фактически вручную собирают семена тех видов, которые сумели найти.
- Обычно в степях бывает до 50 видов разных растений, но в этой зоне если мы насчитаем 10-15, уже замечательно, - поясняет ведущий научный сотрудник лаборатории лугопастбищного кормопроизводства ФГБНУ "Северо-Кавказский ФНАЦ" Нина Лапенко. - Но для кормовой базы и использования в животноводстве очень ценен житняк пустынный, и его здесь много. Собираем семена и по технологии агростепей засеиваем подготовленную почву. Это ускоренный метод восстановления, в начале весны идет посев, к началу лета уже появляются всходы.
Также ученые создают первую геоботаническую карту районов опустынивания, где будут хорошо видны процессы деградации почвы и отмечены остатки целинной растительности.
Проект пока находится на стадии эксперимента, поэтому площади посева небольшие.
По словам директора Северо-Кавказского филиала Федерального центра агроэкологии, комплексных мелиораций и защитного лесоразведения РАН Сергея Андреева, раньше существовало отдельное министерство мелиорации, финансирование которого было на уровне доходов современной нефтегазовой отрасли. В советские годы была построена вся оросительно-обводнительная система Ставропольского края, которая включает уникальные сооружения, функционирующие до сих пор. Также в то время контролировали поголовье скота, занимались высадкой лесополос и фитомелиорацией. Было даже соответствующее направление в науке, а в штате каждого колхоза числился агролесомелиоратор.
- Пастбищные земли деградируют из-за нерациональной нагрузки во время выпаса скота, - подчеркнул Сергей Андреев. - Сложно сказать, насколько далеко пески смогут продвинуться. Аграрии используют двупольный принцип возделывания земель, то есть часть территории находится "под паром", и там целый год почти ничего не растет. И стоит наступить засухе, а потом подуть ветрам, как эрозия почвы ускоряется. Так что нужно высаживать деревья и травы, которые защищают почву от выветривания.
Проблема с лесополосами в регионе уже застарелая. В начале мая 2024 года губернатор Ставрополья Владимир Владимиров сообщил, что готовится краевой комплекс мер, чтобы воссоздавать их по всему краю. Уже обследовали около 100 тысяч гектаров лесополос. Примерно половина из них передана в краевую собственность.
- Планируем стимулировать и самих аграриев к восстановлению лесополос, продумаем механизм компенсации затрат. Поставлена задача предусмотреть локализацию производства посадочного материала на Ставрополье. Проект на годы. Важно продумать все нюансы, - заявил Владимиров.
При этом инвентаризация идет уже несколько лет. О разработке программы губернатор говорил еще полтора года назад, и с тех пор практически ничего не изменилось.