Российские регионы отправляют на экспорт "пекинскую" утку с мороженым

В 160 стран поставляют сегодня продукцию российские сельхозпредприятия. За 13 лет этот экспорт в денежном выражении, по данным Минсельхоза России, вырос в десять раз и достиг 43,5 млрд долларов.

Основная доля в поставках - зерно и масложировая продукция, в основном - из южные регионов: Краснодарского края, Ростовской и Волгоградской областей. Последняя снабжает уже полсотни стран Азии, Латинской Америки и Африки. Поставляет хлеб за рубеж и Сибирь. Красноярский край за последний год увеличил продовольственный экспорт вдвое.

В 2023 году Главное таможенное управление Китая выдало разрешение на экспорт "пекинской" утки и индейки из Ростовской области. Уже отправлено 240 тонн. Возобновились в этом году и поставки свинины, их не было 15 лет из-за вспышки африканской чумы свиней. КНР входит в пятерку стран, куда Россия поставляет больше всего продовольствия. Китайцы с удовольствием едят свиные ноги и куриные лапы. А Монголия недавно заказала в Удмуртии 120 тонн свиных шкурок, щековин и шпика. И в Китае, и в Монголии наша продукция считается экологически чистой, выращенной без гормонов и стероидов.

Еще китайцы очень любят русское мороженое. По данным Союза мороженщиков, за последний год поставки выросли в 4,5 раза. Холодный десерт везут с Урала, из Сибири и центра России. А из Нижнего Новгорода - еще и палочки для мороженого. За последний месяц отгрузили их 950 тонн. Одной из самых популярных позиций нашего экспорта мороженое стало в Казахстане, Киргизии, Монголии, других странах.

И какой же экспорт без русской картошки! Здесь лидирует Нижегородская область. В этом году ее поставки выросли в семь раз. Картошку отправляют в Сербию, Турцию, Узбекистан, Казахстан и Беларусь.

Инфографика "РГ" / Леонид Кулешов / Елена Мационг

Но есть продукты, поставки которых практически прекратились. Не отправляют сегодня в Финляндию и Швецию оленину с Ямала, где сегодня самое большое стадо в мире. Почти 800 тысяч голов. Этот экспорт был выгодной статьей для региона. Не поставляем мы в Японию и сибирский деликатес - папоротник-орляк. Его ценят за способность выводить из организма радиацию. Заготовки упали в разы. Между тем его сбор в Красноярском крае достигал по 500 тонн в год. Впрочем, в общем объеме экспорта продовольствия эти позиции погоды не делают, хотя и очень важны для регионов.

Поставки картофеля из Нижегородскй области выросли в семь раз. Его отправляют в Сербию, Турцию, Узбекистан, Казахстан и Беларусь

Тем временем из-за санкций возникают проблемы, которые касаются всех экспортеров, например, с денежными расчетами. При создавшейся ситуации сложно как продать, так и купить. "Ищем сейчас разные пути расчетов, в том числе привлекаем иностранных агентов из ближнего зарубежья, - поделился с "РГ" председатель комитета по криптовалютам и цифровым активам "ОПОРА России" в Башкирии Вадим Валеев. - Это когда деньги отправляют, к примеру, в Киргизию, потом в Арабские Эмираты и далее. Но это создает сложности".

По словам эксперта, бизнес пока только вырабатывает алгоритм действий, как производить расчеты. "Банки, - говорит он, - опасающиеся попасть под санкции, понять можно. Но думаю, предприниматели найдут выход. В любом случае, торговать мы не перестанем".

Комментарий

Валентина Неганова, заведующая сектором развития агропродовольственных систем и маркетинговых исследований Института экономики Уральского отделения РАН:

- Сегодня подзабылось, что в 1970-1990-е годы экспорт продуктов падал до нулевой отметки. А за последние десять лет мы практически удвоили объемы поставок продуктов за границу.

Это говорит о том, что у нас сегодня есть и технологии, и возможности снижать себестоимость продукции, и хорошие кадры сохранились. Рост отмечается несмотря на то, что мы вынуждены прекратить поставки в недружественные страны. Стоит ли опасаться, что наши продукты уходят за рубеж? Нет. Во-первых, мы продаем то, что произвели сверх своих потребностей. Во-вторых, деньги идут на развитие, переоборудование, в технологии, в корма, ветпрепараты. В-третьих, объемы поставок всегда можно контролировать. Все богатые страны стремятся продавать свои продукты за рубеж, и все борются за рынки.

Подготовила Елена Мационг