***
Уважаемые читатели!
Давно занимаясь вопросами самобытного развития и соборной общности народов исторической России, мне, как и многим моим коллегам - этнологам, теологам - искренне приходилось подчеркивать уникальный исторический опыт России, привлекательную для многих стран российскую модель обустройства народов и конфессий в едином Отечестве. И это правда, несмотря даже на трагический развал Союза и разного рода обострившиеся постсоветские противоречия и конфликты, которые до крайних форм доводились на Кавказе, используя для этого зачастую этноконфессиональные факторы, которые искусственно политизировались различными силами местного, регионального и международного влияния, придавая им конфликтный потенциал. Эти конфликты чаще привносились в регион разного рода силами политического влияния как изнутри страны, так и с Ближнего Востока и Запада, оказывая на народы и конфессии России идеологическое, пропагандистское и политическое влияние. Они делали это и все годы советской власти - и особенно активно в постсоветские времена. При этом наша власть всех уровней так и не научилась руководствоваться четкими, научно обоснованными ориентирами, умением грамотно пользоваться современной аналитикой и прогнозами для противодействия негативным тенденциям и профилактики конфликтов.
Кстати, еще в начале 90-х годов мы пытались наладить эту работу. В этих целях, в частности, в Дагестане был создан Северо-Кавказский центр этнополитических исследований, который многие годы работал достаточно эффективно, но материалы, выводы и рекомендации этого центра редко использовались властями в центре и на местах для профилактики и прогноза этноконфессиональных противоречий и конфликтов. Это крайне актуально на Кавказе, где принято придавать этноконфессиональные окраски экономическим, кадровым, земельным и прочим вопросам в целях возбуждения иррационального экстремизма и терроризма в маргинальной и, прежде всего, в молодежной среде, в которой большинству, к сожалению, недостает четкого российского мировоззрения и приверженности системе традиционных российских духовно-нравственных ориентаций. Отсюда и пагубные влияния кризисных явлений и активизация крайних сил. Этноконфессиональная проблематика бездушно используется известными людьми, депутатами, провоцируя опасные и негативные для государства и общества проявления.
Подобного рода провокационные действия идут вразрез усилиям Президента России В.В. Путина, который принимает активные и долгосрочные меры в национальной, культурной, конфессиональной, идейно-воспитательной политике государства. И особенно в последние годы, восстанавливая традиционные российские духовно-нравственные ценности, которые призваны играть огромную роль в стабилизации общественно-политической ситуации в стране, в регионах, на местах. К сожалению, часть молодежи, в среде которой продолжают господствовать либеральные идеи, уходит в себя, в свои индивидуальные потребности, не считаясь с интересами общества и государства. В этих условиях трудно наладить стабильную жизнь в таких сложных многокультурных и многоконфессиональных сообществах, каковыми являются Дагестан и Кавказ в целом. Не используется в полной мере культурно-цивилизационный потенциал наших народов - "жить по правде, жить по совести". Отсюда важность противодействия навязываемых годами кавказскому сообществу либеральных идей и ценностей Запада, которые разрушают корневые основы нашего бытия и образа жизни наших людей. Из-за бездушного навязывания народу массовой маргинальной культуры и индивидуальной эгоистичной морали. В результате чего человек отчуждается от семьи, коллектива, общества, вплоть до отрицания государства, нации и даже пола с традиционными семейными отношениями. Это все в той или иной степени, к сожалению, стало и частью сознания наших граждан. Отсюда разного рода непрогнозируемые, стихийные процессы, которые мы переживаем неоднократно. Такие проявления в корне противоречат нашим традиционным культурно-цивилизационным идеалам и ценностям.
Одна из причин ослабления духовности в российском обществе - это ослабление внимания к гуманитарным наукам и фактическая деградация гуманитарного образования, хотя россиян учат общественным наукам 10-15 лет. Результаты плачевные: недавно я пообщался с первокурсниками на важном для них курсе, который внедрен во всех вузах страны: "Основы российской государственности", но стандарты, методология и методики курса изначально формализованы и деформированы отсутствием всякой логики изучения предмета и должного контента. Курс, который, на мой взгляд, призван систематизировать на году обучения в вузе гуманитарные знания, полученные студентами за все время школьного обучения, превращается в формальные повторения. При полном равнодушии и даже при определенном неприятии курса со стороны студентов, прежде всего из-за недостаточной организационной и идейно-воспитательной работы в студенческих коллективах. В результате уровень знаний по гуманитарным наукам у первокурсников, магистров и аспирантов примерно одинаковый, хотя есть и грамотные, активные ребята. О какой научной, идейно-политической, этической, мировоззренческой подготовке специалистов, будущих руководителей, просто граждан страны можно на этом фоне вести речь. Отсюда и открытость сознания части россиян для воздействия любой, самой маргинальной и агрессивной идеологии, любых ориентаций. Российское общество, сознание россиян, в конечном итоге лишены четких идейно-политических основ и находятся в состоянии сыпучих песков, в которых давно уже нет цемента для формирования устойчивости и перспектив. Это очень опасное состояние, которое оборачивается разрушением культурно-нравственных устоев народа, граждан страны. Вот на таком достаточно тактичном социокультурном фоне и приходится говорить сегодня о состоянии и перспективах развития кавказского региона.
При этом важно отметить, что Запад в начале 90-х годов навязал нам негодную модель развития с целью превращения страны в сырьевой придаток Запада. Фактически на Кавказ были возвращены во многом феодально-патриархальные порядки с местными бандитами - богачами и фанатиками. Ситуацию удалось переломить после избрания Президентом Российской Федерации В.В. Путина, который стал отвечать на вызовы и угрозы, брошенные России, и, будучи патриотом России, организовал сопротивление международным террористам, очистив Дагестан, Чечню, страну от агрессоров, эффективно противодействовав таким образом угрозам суверенитету и безопасности Российской Федерации, а также продвижению блока НАТО к границам нашей страны. Одновременно под руководством Президента мы восстанавливали единство и управляемость государства, налаживали систему хозяйствования, управления и социальной защиты населения, уделяли особое внимание устойчивости и таких сфер, как культура, мораль, образование, наука, научно-технический прогресс, индустрия. Это все давалось нелегко.
Президент Российской Федерации В.В. Путин неоднократно за эти годы подчеркивал, что приоритетной для России является стабильность Кавказа, создание механизмов безопасности и экономического партнерства. Кому не известно, что именно под руководством В.В. Путина вместе с дагестанскими ополченцами и российским воинством мы победили международных террористов в Дагестане, Чечне и далее. Россия, В.В. Путин способствовали прекращению кровопролития между Арменией, Азербайджаном и далее.
Давно было сказано: "Дайте мир Кавказу и не ищите земного рая на Евфрате… Он здесь…" (Бестужев Марлинский). Важно эту истину доводить до всех простых людей, чтобы они не становились жертвами антироссийских, этнических и конфессиональных конфликтов, вместо того, чтобы обустраивать экономику и культуру своих народов. Соответственно, всем кавказцам и их друзьям важно подключаться к процессу мирного обустройства Кавказа, оберегая свои народы от деструктивного влияния либерализма, русофобии и неонацизма, что нам, кавказцам, не к лицу.
Россияне всех национальностей - это представители единого гражданского общества. Отсюда как право, так и ответственность граждан за благополучие, авторитет и защиту отечества. При этом важно понимать, что достоинство гражданина, нации, конфессии, государства определяется не их материальным, а прежде всего духовно-нравственным состоянием. Величие народа определяется благонравием, образованием граждан, устойчивостью их культурно-нравственных устоев. Для этого стране нужен порядок, законность, чистоплотность власти всех уровней, их способность вести за собой народ по пути чести и справедливости.
В заключение еще раз хочу предостеречь любителей выступать с обвинениями и претензиями по этническим и конфессиональным признакам, что это чувствительные сферы. Это особенно важно запомнить публичным, известным людям, лидерам общественного мнения. Как учила меня моя мудрая мама: "Не говори, сынок, в начале слова, которые надо сказать последними!". Пора стать мудрее и порядочнее. Без этого не будет порядка в стране, в семье, в собственных ценностных ориентациях.