Необходимо выделять больше средств на помощь людям с онкозаболеваниями

За последние пять лет Россия сделала прорыв в выявлении и лечении онкозаболеваний. Это удалось, в том числе, благодаря федеральному проекту "Борьба с онкологическими заболеваниями", который завершается в этом году. Уже известно, продолжению проекта быть - об этом в послании Федеральному собранию объявил Владимир Путин. Какие задачи должны быть поставлены перед новым этапом онкопроекта, рассказала президент "Ассоциации онкологических пациентов "Здравствуй!", член СПЧ Ирина Боровова.
Светлана Шевченко / РИА Новости

К каким результатам привел федеральный проект "Борьба с онкологическими заболеваниями"?

Ирина Боровова: Проект произвел прорыв в развитии оказания онкопомощи в России. Мы увидели скачок в обеспечении онкопациентов лекарствами, высокоточной современной диагностикой, развитием инфраструктуры, маршрутизации, онкореабилитации и многим другим.

Цель, которую поставил президент - снизить смертность от онкозаболеваний до 185 случаев на 100 тысяч населения в 2024 году, - мы пока не достигли, но приблизились к этому. Коррективы внес ковид: во время пандемии теряли много людей, а выявить точную причину смертности - коронавирус или онкозаболевание - было сложно. На 2023 год мы достигли результата снижения смертности на 4,3% в сравнении с 2018 годом. Это очень близко к первоначальной задаче, даже учитывая "вклад" пандемии.

Нам бы очень хотелось, чтобы показатель выявляемости онкозаболеваний на ранних стадиях составлял более 90%. Для этого важно, чтобы каждый человек следил за своим здоровьем и раз в год обязательно проходил диспансеризацию.

Так, недавнее международное исследование MAGENTA, которое в том числе прошло в России, показало низкий уровень осведомленности женщин о генетическом тестировании на BRCA-поломку при раке молочной железы. Оно позволяет отнести женщину в группу риска еще до начала заболевания, чтобы знать, как наблюдать за собой и засечь развитие рака на раннем этапе.

В некоторых странах, которые правильно формируют группу риска, выявляемость рака молочной железы на ранней стадии очень высокая. Это позволяет оптимизировать лечение: на начальных этапах требуются минимальные затраты, но это приводит к высокому результату лечения.

Какие, на ваш взгляд, первостепенные задачи нужно будет решить в рамках продления проекта?

Ирина Боровова: Цели важно поставить в соответствии с названием анонсированного нацпроекта "Продолжительная и активная жизнь". Наша система здравоохранения должна обеспечить пациенту стойкую ремиссию заболевания и сохранение качества жизни.

Достижение новых целей требует внедрения более эффективных технологий, а это требует увеличения финансирования. Мы выступаем за то, чтобы финансирование проекта было увеличено минимум на треть. Для этого есть несколько причин.

Во-первых, хорошие результаты проекта привели к увеличению количества онкопациентов за счет их активного выявления и увеличения продолжительности жизни, за счет применения инновационных лекарств и технологий лечения. Больше пациентов требуют больше средств для качественного лечения и сопровождения.

Во-вторых, появилось много инноваций в лекарственной терапии, их важно сделать доступнее. Есть высокозатратные, но очень эффективные диагностические методики, которые позволяют фактически на молекулярном уровне изучить опухоль и на основе этого назначить высококачественное лечение, бьющее таргетно прямо в опухоль.

Также в программу был внесен раздел онкогематологии, но финансирование под него не увеличили. На наш взгляд, это несправедливо, ведь многим онкогематологическим пациентам требуется высокозатратная инновационная терапия. Именно качественное обеспечение пациентов препаратами дает возможность этим людям жить полноценной жизнью. На наш взгляд, онкогематология должна иметь в программе свое финансирование и быть отдельным подразделом.

Известно, что финансирование федерального проекта не индексировалось с 2021 года. Но ведь количество пациентов с этого времени увеличилось…

Ирина Боровова: Вы правы, оказание онкологической помощи не индексировалось уже три года. Но тогда, думаю, расчет был не на рост количества пациентов, а на необходимость модернизации системы онкопомощи в целом. И мы видим, что результат есть.

Поэтому сегодня перед проектом стоит новая задача - сделать более точный расчет необходимого финансирования для продолжения ФП "Борьба с онкологическими заболеваниями" на период до 2030 года с учетом количества онкопациентов, заболеваемости, необходимости обновления и исполнения в полном объеме клинических рекомендаций, расширения скрининговых программ и не только.

Конечно, мы не можем предугадать, какие инновации придут в ближайшее время. Однако очевидно, что индексирование финансирования проекта необходимо как минимум в размере ежегодной инфляции.

Именно поэтому я от лица всех онкологических пациентов вышла с предложением об увеличении финансирования продолжения федерального проекта "Борьба с онкологическими заболеваниями". Эта инициатива размещена на сайте "Российская общественная инициатива". Рассчитываю на поддержку и голос каждого, ведь с онкозаболеваниями рано или поздно сталкивается каждая семья. Если инициатива соберет необходимые 100 тысяч голосов, она будет рассмотрена правительством РФ. Это позволит увеличить финансирование продолжения проекта.

Вы видите необходимость в обновлении клинических рекомендаций и перечня ЖНВЛП по онконаправлению?

Ирина Боровова: Обновление клинических рекомендаций и перечня ЖНВЛП важно осуществлять регулярно. Перечень ЖНВЛП должен обновляться минимум раз в год. Клинические рекомендации желательно обновлять даже чаще - раз в полгода с учетом появления инновационных технологий, которые оказываются более эффективными, чем существующие методы лечения.

Инновации дорогостоящие, но зачастую они способны сильно увеличить выживаемость человека. Да, речь не о стойкой ремиссии, но даже два года позволят продлить жизнь. А если через 24 месяца мы получим еще одну инновацию, которая уже поможет человеку войти в стойкую ремиссию? У нас были такие случаи.

В онкологии цена вопроса - жизнь человека. В России всегда человек стоял на первом месте. Но финансы не безграничны, поэтому мы должны грамотно подойти к расчетам, чтобы развивать онкологическую службу дальше. Ведь продолжая борьбу с онкозаболеваниями, мы работаем над общей задачей, поставленной президентом - значительно увеличить продолжительность жизни. Поэтому важно определить новые цели проекта и работать над их достижением.