Строительство и ремонт новосибирских мостов привели к новой серии скандалов

Солидная группа парламентариев, а также главный федеральный инспектор по Новосибирской области Николай Буймов осмотрели многострадальный четвертый мост через Обь, строительство которого никак не может завершиться. Поездка вызвала поток обеспокоенных комментариев со стороны представителей и власти, и компании-концессионера, в очередной заявившей об отсутствии финансирования.
Пилон моста - в виде буквы "Н". Хочется надеяться, что "Н" не означает "никогда"
Пилон моста - в виде буквы "Н". Хочется надеяться, что "Н" не означает "никогда" / ГК "ВИС"

Напомним, мост в рамках концессионного соглашения с Новосибирской областью возводит ГК "ВИС". Проезд по мосту будет платным, средства за пользование переправой будет собирать концессионер, и пункты оплаты (кстати, с импортным оборудованием, аналоги которому еще предстоит найти) входят в инфраструктуру сооружения. При этом основной источник финансирования стратегического для региона объекта - не средства концессионера, а федеральный бюджет. Мост предполагалось ввести в эксплуатацию в 2023 году (было и пожелание вице-премьера РФ Марата Хуснулина о досрочной сдаче в 2022-м, но не смогли). Затем сроки сдвинулись - сначала на декабрь 2024 года, а затем и на декабрь 2025-го. Строительство стартовало в 2020-м, тогда стоимость переправы оценивалась в 43,5 миллиарда рублей, к концу 2022 года мост "подорожал" до 47 с лишним миллиардов, а в октябре 2023 года работы были остановлены - из-за отсутствия денег. В 2024 году, после обмена претензиями, концессионер и концедент согласовали новый срок сдачи моста - декабрь будущего года, однако новосибирцы, в том числе строители, сомневаются в том, что это условие удастся соблюсти. ФАС и вовсе отказалась продлевать сроки строительства до 2025 года, не увидев в допсоглашении весомых для этого причин и не утвердив этот документ. При этом вместе с ростом цен на стройматериалы растет и стоимость объекта - минимум на миллиард рублей, а то и на два в год.

Что говорят по поводу моста горожане, чаще всего является непечатным. Строительство развязок несколько лет серьезно затрудняет движение на обоих берегах Оби. Когда мост сдадут? Или хотя бы начнут активно строить? Ответа на эти вопросы очередной объезд не дал. А увиденное неприятно удивило участников. Например, депутат областного Заксобрания Вадим Агеенко насчитал на объекте от силы 50 рабочих. В свою очередь, компания сделала целый ряд заявлений, в том числе тревожных. Первое - что на площадке трудится не 50, а 350 человек. Второе - что для работ по графику нужно в два раза больше, иначе короткий сибирский строительный сезон будет упущен, и тогда в декабре 2025 года мост не сдадут. И третье - что на похожих объектах в других регионах компания использует труд 900 рабочих, и вот тут-то и начинается эффективное строительство.

Как преодолеть чуть ли не 20-кратный дефицит рабочей силы, неясно, тем более что ГК "ВИС" объясняет ситуацию отсутствием (именно отсутствием, а не дефицитом) денег. Тут настоящая драма. Во-первых, выплата 1,6 миллиарда рублей, которые концедент (область) должен был получить из федерального бюджета в прошлом году, распоряжением правительства РФ перенесена на 2025 год. Во-вторых, до сих пор заморожены на уровне региона три миллиарда рублей, выделенных из федерального бюджета в связи с объективным удорожанием объекта. В правительстве области не разблокируют эти средства до тех пор, пока не получат от компании исчерпывающего отчета о расходах и причинах их роста, а также об изменении проекта. В компании же утверждают, что сомнения концедента безосновательны, что Главгосэкспертиза подтвердила все их расчеты, что проектные решения пришлось менять по ходу дела, так как они не соответствовали реальности, и так далее. Плюс уход с рынка поставщиков, плюс рост цен - вот и набежали миллиарды сверх сметы.

Концессионер не раз заявлял, что заморозка денег (читай - упрямство властей) заводит строительство в тупик. И ненавязчиво приводил в пример другие регионы (Хабаровский край, Московскую область), где объекты тоже объективно дорожали, но их возведение при этом не останавливалось так прочно и надолго.

Разблокирования средств в компании ждут уже в июле. И тогда, обещает концессионер, он развернется в полную силу. В идеальном сценарии можно уже якобы к концу 2024-го полностью завершить работы по основному ходу дороги и на части съездов. И даже открыть движение, чтобы облегчить жизнь уставшим от пробок горожанам. Движение, конечно, бесплатное - плату за него можно будет брать только после официальной сдачи моста в эксплуатацию.

Прямая речь

Вадим Агеенко, зампредседателя комитета по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам Законодательного собрания Новосибирской области:

- Все чаще начинает звучать предложение отказаться от такого концессионера, расторгнуть концессию и достроить этот мост за бюджетные деньги силами местных строителей. Пока это только рассуждения, возможно, они слишком эмоциональны, но они уже реально зреют в головах горожан и депутатов. Кстати, о сроках строительства мостов в советское время. Второй железнодорожный мост через Обь в 1930-е годы был построен всего за 14 месяцев - абсолютный рекорд, - при том что никакой серьезной мостостроительной техники в то время еще не было, практически все работы выполнялись вручную.

Между тем

Одновременно в Новосибирске идет капитальный ремонт двух основных автомобильных мостов - Октябрьского и Димитровского. И тут тоже все не слава богу. "Сил нет уже смотреть на эти постройки... Развели хаос по всем мостам. Осталось еще Бугринский на ремонт закрыть", - пишут в соцсетях новосибирцы. Как выяснилось накануне, мэрия готова расторгать договоры подряда с компаниями, которые взялись за капремонт. Окончательное решение будет принято в конце текущей недели. Сроки сорваны, рабочих на объектах недостаточно.