Почему при расставании пары стремятся вернуть подарки через суд

Увидимся в суде - с этой фразы у разлюбивших друг друга людей все чаще начинается новый виток отношений. Как отмечают служители Фемиды, экс-возлюбленные не теряют надежды через суд вернуть дорогие подарки, которые преподносили в конфетно-букетный период. Судья Свердловского областного суда Дмитрий Ковелин рассказал "РГ", на чью сторону встает правосудие, когда бывшие партнеры приступают к дележке машин, шуб и денег, потраченных на совместный отдых.
Выстраивать отношения - нелегкий труд, и одной романтики в этом деле недостаточно.
Выстраивать отношения - нелегкий труд, и одной романтики в этом деле недостаточно. / Виктор Толочко/РИА Новости

Дмитрий Евгеньевич, тема, которую мы обсуждаем, требует четких формулировок. Если в жизни дам и кавалеров, живущих без штампа в паспорте, принято называть спутниками или сожителями, то кем они являются с гражданско-правовой точки зрения?

Дмитрий Ковелин: Если пара совершает какие-либо сделки, обменивается имуществом, ведет общее хозяйство, в юридических документах мы так и указываем: стороны состояли в фактических семейных отношениях без регистрации брака.

То есть в законе нет определения понятия романтические отношения?

Дмитрий Ковелин: Гражданский барк - это брак, зарегистрированный в органах ЗАГС. Есть еще церковный брак, когда супруги прошли таинство венчания. А то, о чем мы говорим, - более широкое понятие, не правовое. Скажем так, это характеристика: людей связывает нечто большее, чем дружба, они встречаются длительное время, но предпочитают обходиться без официальной регистрации. В юридической плоскости слово "сожители" чаще употребляют криминалисты и следователи, мы же цивилисты, допускаем формулировку "романтические отношения".

Дмитрий Ковелин: Я всегда говорил и говорю: если отношения серьезные, надо регистрировать брак. Фото: Пресс-служба Свердловского областного суда

Кто чаще пытается отсудить деньги или подарки - мужчины или женщины? И что считается неосновательным обогащением?

Дмитрий Ковелин: Ситуации разные - примерно 50 на 50. Истец говорит: я давал в долг, она обещала вернуть деньги. У ответчицы своя версия: да, брала, но тратила на общие или личные нужны. Он понимал: я их не верну. Если говорить языком Гражданского кодекса, то, согласно подпункту 4 статьи 1109, не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет: человек, требующий возврата такого подарка, знал об отсутствии обязательства либо предоставил имущество в целях благотворительности. Получается, один из влюбленных преподносил подарки или перечислял деньги добровольно, из личных побуждений.

Простыми словами: неосновательное обогащение фактически приравнивается к дарению?

Дмитрий Ковелин: Получается так.

Разберем несколько ситуаций, связанных с возникновением подобных разногласий между сторонами. Я изложу краткую фабулу, а вы определите, усматривается ли в этих историях неосновательное обогащение.

Дмитрий Ковелин: Давайте попробуем.

64-летний уралец решил отсудить у бывшей подруги 800 тысяч рублей: за совместную поездку в Сочи, переводы на карту, расходы на мороженое для ее детей и даже пять тысяч, потраченных на покупку общего щенка. Какое решение примет суд?

Дмитрий Ковелин: Все зависит от доказательств, конечно. Но, на первый взгляд, в этой истории нет оснований для возврата денег. Очевидно, поездка на море планировалась из романтических побуждений, расходы шли на общий отдых и совместный быт. Вот если бы брак был зарегистрирован, то все совместно нажитое имущество поделили бы пополам, если брачным договором не оговорено иное.

Другая ситуация. Парень помогал подруге выплачивать ипотеку за квартиру, где они оба жили. После расставания решил вернуть сумму, которую он внес, - более 500 тысяч рублей.

Дмитрий Ковелин: То же самое. По большому счету он тратил деньги на совместные бытовые нужды. Если переводил на карту девушки, точно ничего не вернуть. А вот если бы сам перечислял денежные средства в банк и этот факт был бы зафиксирован, считается, что он исполнял обязательства другого лица и к нему переходят права кредитора. И эту часть он может взыскать через суд, но представив доказательства.

Еще один случай: поклонник купил девушке "Мерседес", а спустя время решил забрать через суд.

Дмитрий Ковелин: Если ключи от машины - подарок, иномарка зарегистрирована на спутницу, неосновательное обогащение здесь не усматривается. А когда мужчина приобретает машину, оформляет ее на себя, а даме сердца дает покататься, транспортное средство было и остается его собственностью.

Дмитрий Евгеньевич, какие доказательства свидетельствуют, что связь была романтической? И нужно ли нотариально заверять переписку?

Дмитрий Ковелин: Подтвердить наличие отношений могут и свидетели, но чаще это снимки, общение в мессенджерах или социальных сетях. Когда приносят нотариально заверенную переписку, второй стороне сложнее оспаривать ее содержание.

А есть ли слова-маркеры, подтверждающие: пара вела семейный образ жизни, все у них ладилось до поры до времени?

Дмитрий Ковелин: Дополнительной лингвистической оценки в таких спорах не требуется. В переписке могут присутствовать выражения, характеризующие отношения как близкие, доверительные или интимные.

Существует какая-то условная техника безопасности? Как выстраивать жизнь с партнером, чтобы потом не пришлось сожалеть о потраченных на предмет обожания деньгах?

Дмитрий Ковелин: Вот когда стороны состоят в браке, их имущественные отношения регулируются семейным законодательством, определяется режим совместной собственности, который может быть изменен супругами. Ситуации в жизни, конечно, бывают разные, все зависит от человека: действительно он искренне совершает поступок, хочет помочь, сделать приятное. В конце концов, при покупке дорогостоящего имущества можно предложить спутнику стать одним из собственников. Тогда сразу будет понятно, с какой целью человек действует. Ничего страшного в этом нет, стоит заблаговременно обговаривать подобные моменты. Однако и романтика в дальнейшем, возможно, сойдет на нет.

Вы работаете в суде уже более 20 лет. За это время в связке мужчина-женщина что-то существенно поменялось?

Дмитрий Ковелин: Я всегда говорил и говорю: если отношения серьезные, необходимо регистрировать брак. Многие протестуют: штамп в паспорте ничего не меняет, ерунда какая-то. Ну тогда готовьтесь к возникновению проблем, имущественных и личных.

Подарил и забыл

Некоторые мужчины усматривают в действиях женщин некое мошенничество, преднамеренный обман: клялась любить до конца своих дней, я ее водил в театр, ресторан, цветы дарил, счета оплачивал, а она передумала - разболелась голова.

Дмитрий Ковелин: Ну это уже личные претензии, не надо их смешивать с имущественными. Устные обещания не берутся во внимание, обещать - не значит жениться. И потом, у девушки действительно могла разболеться голова или что-то при встрече пошло не так и вы ей не приглянулись. Мужчине следует быть, наверное, более стабильным в психоэмоциональном плане: подарил и забыл. Он должен заранее определиться, готов ли расстаться с имущество или энной суммой. Как говорится в поговорке, давай в долг столько, сколько готов потерять. У нас слушалось дело, когда бывший сожитель перевел своей даме крупную сумму - около девяти миллионов рублей, чтобы она приобрела недвижимость в Подмосковье и сделала собственником их общего ребенка. Возлюбленная, как и обещала устно, дом купила, ипотеку погасила, но на сына документы не оформила.

Получается, обещание не исполнила?

Дмитрий Ковелин: Да, но оно было дано на словах. Важно другое - мужчина воспринял ее обещание как обязательство, а по закону оно должно сопровождаться юридическим действием (договором дарения, наследования, вступлением ребенка в право собственности). Эти пункты не оговаривались. В итоговом решении суд встал на сторону ответчика, мужчине в иске отказали. По большому счету он мог самостоятельно приобрести имущество и наделить правом собственности сына.