Глава Европейского оборонного агентства назвал цену 155-мм снаряда

Исполнительный директор Европейского оборонного агентства и бывший министр обороны Чехии Иржи Шедивый в четверг в интервью порталу Defense News назвал коридор, в котором колеблется закупочная стоимость одного артиллерийского снаряда калибра 155 миллиметров, производимого по европейским контрактам.
Иржи Шедивый
Иржи Шедивый / JOHN THYS/ POOL/ AFP

"[Стоимость, - прим. "РГ"] колеблется. Но она определенно намного выше, чем до начала конфликта. Нет определенной цены за единицу. Она может составлять от 4000 до 10 000 евро", - ответил чиновник на соответствующий вопрос журналиста.

По словам Шедивого, "нет справедливой цены, есть рыночная цена". В то же время он считает, что оборонные концерны не злоупотребляют ажиотажным спросом на снаряды.

"Цены выросли, это однозначно. Растущий спрос - один из факторов. Но также влияют все составляющие производственных цепочек, такие как сырье, компоненты, порох, рабочая сила, плюс инфляция", - отметил он. "Так что справедливая цена... Я бы не использовал эту категорию. Я на самом деле не думаю, что производители, по большей части, злоупотребляют ситуацией".

Шедивый обратил внимание на то, что на данный момент никто не располагает всей полнотой сведений не только о возможностях производства в Европе, но даже о том, сколько снарядов было передано Киеву. Дело в том, что в большинстве случаев такие поставки ведутся на двусторонней основе, и сведения "разбросаны" по национальным оборонным ведомствам, которые не всегда стремятся афишировать конкретные объемы. То же касается и предприятий ВПК: в условиях рыночной конкуренции они не спешат делать свое ценообразование более прозрачным.

В этих условиях Европейское оборонное агентство играет роль "составителя меню", предлагая членам ЕС матрицу из 36 слотов, на основе которой национальные правительства уже формируют пул контрактов по закупке военного оборудования. В качестве "основного блюда" предлагаются четыре артиллерийских системы: французская CAESAR, польская Krab, словацкая Zuzana и немецкая Panzerhaubitze 2000. Для каждой из них есть несколько видов боеприпасов, которые условно делятся на два типа: более дальнобойные или более мощные. При этом далеко не каждый производитель имеет возможность поставлять снаряды в сборе, чаще используются компоненты, заказанные у подрядчиков.

Шедивый подчеркнул, что сейчас речь идет исключительно о предзаказах, поскольку готовой продукции на рынке нет, хотя и сохраняется некоторый резерв производственных мощностей.

"У нас есть свободные мощности. Наши рамочные контракты были основаны на первоначальном запросе информации, и мы по-прежнему можем заключить контракты на поставку 155-миллиметровых боеприпасов на сумму до 1 миллиарда евро. И мы не говорим о покупке готовых боеприпасов, мы говорим об их производстве. То, что мы закажем сегодня, будет поставлено через 12-24 месяца", - рассказал экс-глава чешского минобороны.

По его словам, в минувшем мае заказчики получили первые партии снарядов, заказанные летом прошлого года.

Кроме высокой стоимости есть и другая проблема. Даже несмотря на то, что чаще всего страны-производители также являются членами НАТО, стандартизация далека от идеальной. Особенно это стало очевидно в ВСУ, которые получили в свое распоряжение беспрецедентно широкую номенклатуру вооружений, в большинстве случаев слабо совместимых между собой. Шедивый заявил, что этот вопрос уже поднимался в комитете по стандартизации Североатлантического альянса, с которым у агентства "весьма ограниченные контакты".

В то же время чиновник признал, что заставить частные компании придерживаться одного шаблона трудно, и в этом плане есть над чем работать.