04.07.2024 21:05
Поделиться

Проректор Сеченовского университета Литвинова: Открытие новых специальностей - вызов времени

Проректор Сеченовского университета Литвинова рассказала о популярности медвузов
Есть официальные данные: контрольные цифры приема на первый курс в медицинские вузы выросли на 21,5% за последние пять лет. Это более 34 тысяч бюджетных мест в 2024 году. Сегодня медвузы готовят врачей нового поколения. Скажем, еще совсем недавно не было в нашем лексиконе словосочетания "медицинский инженер". А теперь не просто на слуху - необходимая составляющая подготовки будущего медика. И это лишь одна из современных проблем медицинского вуза. Как ее сделать практикой образовательного процесса? Об этом беседуем с проректором по учебной работе Сеченовского университета Татьяной Литвиновой.
Татьяна Литвинова: Открытие новых специальностей - вызов времени
Татьяна Литвинова: Открытие новых специальностей - вызов времени / Олеся Курпяева

Татьяна Михайловна! Вы сейчас возглавляете приемную комиссию. Как не ошибиться в претенденте?

Татьяна Литвинова: Уточню: я ответственный секретарь приемной комиссии. А возглавляет ее, как всегда, ректор Сеченовского университета академик Петр Витальевич Глыбочко.

Это очень правильно. Во главе приемной комиссии, тем более такого университета, как Сеченовский, должен быть человек, если угодно, с именем. У Петра Витальевича Глыбочко таковое есть. Он возглавляет ведущий, как теперь говорят, флагманский медицинский вуз. Выпускник Сеченовского может в любой стране получить право на ведение медицинской практики?

Татьяна Литвинова: Да. Наш выпускник может приехать в страну, сдать допуск по английскому языку, а потом показать практические навыки.

Так было вчера, так сегодня. А завтра? Недавно прошла общероссийская "Неделя медицинского образования", на которой речь шла о том, как его перестроить, чтобы оно отвечало сегодняшнему дню. Начну со злободневного: в Сеченовском теперь есть специализация "медицинский инженер". Он будет вести лечебный процесс или нет?

Татьяна Литвинова: Медицинский инженер не ведет лечебный процесс. Он как называется "инженером", так и будет им, то есть это техническая специальность. Но часть дисциплин, которые изучаются в медицинском университете, он обязан знать, потому что именно он разрабатывает приборы, именно он будет обслуживать их. Он их изучает, чтобы понимать, как функционирует организм.

Будущие медицинские инженеры, например, занимаются анатомией?

Татьяна Литвинова: Есть в их подготовке дисциплина "Патология", куда входит немножко физиологии, немножко анатомии, немножко гистологии и микробиологии. Открытие новой специальности - вызов времени.

Медицинский инженер должен сегодня обязательно быть по той простой причине, что когда поток пациентов проходит обследования, очень важно, чтобы все оборудование качественно работало. Нужны специалисты, способные квалифицированно обслуживать как зарубежную медицинскую технику, так и российскую, разработанную в рамках программ импортозамещения. Нужны специалисты по новым технологиям и материалам для создания новых образцов оборудования на стыке медицины и инженерии.

Уточним: пациент может не беспокоиться, что если он заболеет, то попадет не к врачу, а к мединженеру. Он попадет к врачу!

Татьяна Литвинова: Конечно!

Идет набор в вузы. Конкурсы разные. Диктат времени и тут не сбросить со счетов. Учить и лечить всегда в приоритете. Теперь так же? Сколько приблизительно человек на место к вам в университет? Можем говорить, что спрос на медицину растет?

Татьяна Литвинова: Спрос после ковида возрос в несколько раз. До пандемии было 35 тысяч заявлений для поступления в наш университет. Сейчас 70 тысяч.

В симуляционном центре студенты отрабатывают все навыки оказания медицинской помощи. Фото: Виктор Васенин

Еще одно новое словосочетание: врач-исследователь. Что сие значит? Вот ко мне приходит врач из поликлиники. Мне надо, чтоб он меня не исследовал, мне надо, чтобы он меня лечил. Не будет так, что врач скажет: "Я поисследую: назначу всяческие анализы и буду на них смотреть". Такой врач поставит диагноз без них? Он будет лечить или он будет исследовать?

Татьяна Литвинова: Врач-исследователь - тоже тенденция времени. Помимо того что врач должен смотреть, знать рекомендации минздрава, он должен понимать, что он будет использовать, какой метод, как он будет выбирать. Врач должен разбираться в новых технологиях и методах лечения, которые предлагаются в нашей стране, за рубежом.

Cпрос на медицину после ковида возрос в несколько раз. До пандемии было 35 тысяч заявлений для поступления в наш университет. Сейчас - 70 тысяч

Простите, так было во веки веков. Всегда считалось, что врачи - самые образованные люди.

Татьяна Литвинова: Вы правы. А сейчас эту составляющую усилили, чтобы каждый, кто поступает в медуниверситет, понимал: помимо главной деятельности, на основании которой выдается документ об образовании, мы еще должны научить нашего выпускника некоторым методикам исследования, которые он сможет использовать.

И все-таки! Лечебное дело - это одно, а врач-исследователь - это другое?

Татьяна Литвинова: Нет, у нас лечебное дело вместе с врачом-исследователем.

А что значит термин "моделирование здоровья"?

Татьяна Литвинова: Организация здравоохранения. Почему моделирование? Чтобы каждый понимал: здоровьем нужно заниматься, заниматься с самого детства. Его нужно беречь.

Почему так актуальна трансформация медицинского образования? Прежняя модель не актуальна?

Татьяна Литвинова: Сегодня пересматривается не просто образовательная модель, а в целом меняется парадигма и роль врача в будущей системе здравоохранения. Общество предъявляет к медицинским университетам запрос на подготовку врачей-исследователей, которые смогут не просто применять полученные знания на практике, но и участвовать в их совершенствовании, создавать новые технологии диагностики и лечения, внедрять эти знания в практику.

А время внедрения новых технологий в медицине стремительно сокращается. Еще несколько лет назад мы, например, не знали, что такое цифровой двойник почки. Сегодня передовые технологии цифрового моделирования позволяют нашим урологам готовиться к операциям, а завтра использование программ на базе искусственного интеллекта станет рутинной практикой. Мы разработали новую модель подготовки специалистов, которая сможет опережать запросы экономики и общества. Например, построены Научно-технологический парк биомедицины, симуляционный центр.

Симуляционный центр. Казалось бы: в Москве множество разных, порой уникальных клиник. Идите, учитесь у постели больного. Но... Явно ныне без симуляционного центра не обойтись...

Татьяна Литвинова: Не обойтись! В симуляционном центре обучающиеся отрабатывают все манипуляции по работе с пациентом. Например, мы учим до автоматизма, как правильно делать уколы. Чтобы студента подпустить к пациенту, сначала нужно отработать на симуляторе все навыки. Он не может зайти просто в палату и начать что-то делать. А симуляторы у нас самой высокой степени реалистичности, когда, например, "роженица" может издавать звуки. Симулятор полностью имитирует роды, и студент на нем отрабатывает все процедуры. И идет в практику подготовленным.

Как в потоке студентов распознать, даже если студент сдал все на отлично, сможет ли он быть настоящим врачом? Личностные особенности учитываются?

Татьяна Литвинова: Обязательно! Прежде всего он должен любить человека. И для этой цели уже девять лет действует предуниверсарий. В обычной общеобразовательной школе при университете есть "специализация на медика". Там часть учеников, начиная с восьмого класса, занимаются в предуниверсарии, где заранее готовят к тому, что они должны заниматься медициной. Такой предуниверсарий не только в Москве. Их сейчас шесть: в Брянске, на Камчатке, в Магадане, Сыктывкаре и Смоленске.

Они пользуются популярностью?

Татьяна Литвинова: Спрос большой. Мы не просто рассказываем школьникам о специальностях, которые они могут получить в нашем университете, а предлагаем им попробовать себя в роли врача, врача-исследователя, медицинского инженера. Что называется, потрогать руками. Это уникальная возможность выбрать профессию осознанно. А значит, в медицине будущего будет больше тех, для кого лечить людей, заниматься исследованиями - призвание.

И, конечно, умение лечить, разговаривать с пациентом - фундамент образования. Для этого действует многоуровневая система контроля его качества.

То есть?..

Татьяна Литвинова: После получения документа об образовании выпускники проходят первичную аккредитацию. Это трехэтапный экзамен на допуск к профессиональной деятельности. В него входит сдача теории, практики и решение "кейсовых" - ситуативных медицинских задач от работодателей.

Что значит "кейсовых"?

Татьяна Литвинова: Это описание диагноза с постановкой вопроса. Берется сложная ситуация, когда больной человек, у которого много разных заболеваний "смещены" в одно, и студент должен рассказать, какой он окончательный диагноз ставит, какое он назначение делает. Его проверяют специалисты, ежедневно работающие в клинике, практикующие врачи. Они выносят решение, может ли новый специалист пойти в первичное звено.

Но зачем после шести лет обучения требуется еще и такой допуск? Получил диплом, и можно, нужно идти работать...

Татьяна Литвинова: Чтобы пойти работать, нужно получить допуск к профессиональной деятельности. И вот этот экзамен принимает только представитель работодателя. С обязательным учетом того, что фундамент, традиции подготовки сохраняются. Если выпускник медуниверситета не любит пациента, если он не может с ним говорить, то грош ему цена.

За выпускника Сеченовского университета по-прежнему борются рекрутеры? Не земского. Термин устарел? Но гуманистические традиции не стареют...

Татьяна Литвинова: Безусловно. И работодатели, как раньше, так и сейчас, хотят видеть наших выпускников.