04.07.2024 08:20
Поделиться

На Урале мошенники наживались с помощью ложных бронирований жилья и туров

Пора летних отпусков стала высоким сезоном не только для туристического бизнеса, но и для кибермошенников, стремящихся заработать на тех, кто хочет сэкономить на услугах турфирм. Путешественники рискуют распрощаться с деньгами, нарвавшись на ложные объявления о скидках и горящих турах. Речь идет о фишинговых ресурсах, которые имитируют сайты отелей: на таких платформах у пользователей выманивают личные данные или деньги.

По данным исследовательского центра "Лаборатории Касперского", 37 процентов опрошенных россиян ищут подходящие варианты отдыха напрямую на сайтах гостиниц и отелей, еще треть используют специализированные сервисы, а 17 процентов заходят на сайты с объявлениями. Только каждый четвертый отпускник (24 процента) обращается в турфирму. Результат предсказуем: по данным опроса, почти каждый шестой респондент отметил, что его знакомые или родственники сталкивались с онлайн-мошенничеством во время бронирования жилья.

Увы, жертв телефонных и интернет-обманщиков меньше не становится. Как рассказал замначальника управления по борьбе с киберпреступлениями ГУ МВД России по Свердловской области Олег Русин, в первом полугодии 2023 года по сравнению с аналогичным периодом 2022-го рост случаев кибермошенничества составил 34 процента, но в дальнейшем благодаря профилактической работе темп удалось снизить - в первой половине 2024 года число инцидентов увеличилось лишь на два процента. Правоохранительные органы ведут свою статистику, она касается краж денег со счетов граждан: в 2022 году в Свердловской области было зафиксировано 818 таких преступлений, через год - на 8,7 процента больше (889), а в первом полугодии 2024 года произошло небольшое снижение - на 4,7 процента (847 случаев).

Радоваться росту финансовой грамотности уральцев пока рано, считает сотрудник базовой кафедры "Анализ больших данных и методы видеоаналитики" ИРИТ-РТФ УрФУ Евгений Комоцкий. Кардинально изменить ситуацию помогла бы совокупность нескольких важных факторов, в том числе подключение всех операторов связи к системе Роскомнадзора "Антифрод".

- Программа автоматически проверяет, действительно ли абонент, с чьего номера происходит вызов, совершает данный звонок. Без подтверждения оператор его не пропускает. К этой платформе уже подключились более сотни российских операторов связи, включая большую четверку. Но важно, чтобы присоединились и мелкие операторы, ведь именно через них идет наибольший объем мошеннических звонков транзитом абонентам крупных телекомов, - отмечает эксперт.

Дополнительно для снижения рисков требуется усовершенствовать систему обнаружения подозрительных транзакций в банках

Дополнительно для снижения рисков требуется усовершенствовать систему обнаружения подозрительных транзакций в банках, а также активно бороться с так называемыми сим-боксами, которые позволяют обустроить небольшой мобильный кол-центр хоть в арендованной квартире, хоть в гараже. В систему устанавливаются десятки сим-карт, и оператор может одновременно обзванивать нескольких абонентов, массово рассылать СМС.

Кстати, о звонках, которые носят рекламный характер и совершаются от имени компаний. Очень часто они становятся сценарием для реальных мошеннических схем: злоумышленники инсценируют звонок от имени мобильного оператора с предложением продлить договор услуг, хотя на самом деле он бессрочный. Абонента просят озвучить СМС-код и, если тот называет его, мошенники взламывают аккаунт гражданина на портале госуслуг. После чего жертве поступает звонок якобы от сотрудника правоохранительных органов, который сообщает: злоумышленники молниеносно оформляют на вас кредиты. И для предотвращения сих незаконных действий человеку настоятельно советуют срочно перевести средства на "безопасные счета".

Какие меры борьбы с мошенниками, помимо просвещения граждан, принимает государство? С 17 апреля этого года увеличены штрафы за распространение спама и рекламы - казалось бы, они должны были снизить интенсивность звонков и сообщений, ведь компаниям, распространяющим рекламу без согласия клиента, грозит штраф до миллиона рублей, должностным лицам - до ста тысяч, а физлицам - до 20 тысяч. Но ситуация меняется не так быстро, как хотелось бы. По данным Свердловского УФАС России, в прошлом году по сравнению с 2022-м число жалоб на нежелательную рекламу выросло с 597 до 634, правда, статистика первого полугодия 2024-го обнадеживает: поступило только 137 жалоб на спам против 317-ти годом ранее.

Примерно в 40 процентах случаев речь идет о телефонных звонках. Чаще всего покой уральцев навязчивыми объявлениями нарушают представители кредитных и финансовых организаций, предлагающие выгодные займы или помощь при банкротстве. В той же категории звонков предложения от стоматологических клиник, операторов связи, интернет-провайдеров. Так как закон о рекламе не определяет порядок предварительного согласия абонента на получение рекламы, обязанность доказать, что оно имеется, возложена на рекламораспространителя. По Свердловской области число административных дел, возбужденных в связи с отсутствием такого согласия, выросло с 86 в 2022 году до 168-ми в 2023-м, а вот сумма штрафов уменьшилась с 5 до 3,2 миллиона рублей.