Чтобы заместить импорт, производство должно становиться технологичнее. Насколько ощущается эта динамика сегодня?
Александр Гончаров: Все предприятия, которые могут себе это позволить, следуют именно таким курсом: иначе можно проиграть в конкурентной борьбе. Тот же Китай дышит нам в затылок. И, кстати, эти векторы сегодня заметны. Еще несколько лет назад вряд ли можно было представить, что в сырьевой области появится "Завод роботов" и его манипуляторами заинтересуются не только российские, но и зарубежные потребители. Или другой пример. Перед промышленной группой "Метран" остро встал вопрос создания собственной автоматизированной системы управления, поскольку американцы, уходя с нашего рынка, забрали и программное обеспечение. И вот недавно эта компания заявила, что успешно разработала АСУ для российских предприятий. На другую ступень технологичности перешли и металлургические производства, тот же ММК - одно из самых передовых предприятий в мире. На этот же путь развития встали и горнодобытчики. Предприятие ЮГК успешно разрабатывает и внедряет собственные технологии извлечения благородных металлов из очень бедных руд, а горно-обогатительная фабрика "Курасан" - одна из самых технологичных в отрасли.
Как в регионе решается задача увеличения количества организаций, внедряющих технологические инновации?
Александр Гончаров: Конкретные цифры назвать сложно в силу того, что основной источник инноваций, ОПК, закрыт для публичной статистики. В гражданском секторе более всего инновации востребованы и формируются в обрабатывающих отраслях, где доля технологичных компаний в прошлом году достигала 28 процентов. Напомню: цель согласно стратегии развития обрабатывающей промышленности РФ - довести эту цифру до 45-ти. На Южном Урале количество используемых в промышленности передовых технологий растет. Кстати, первое место среди сфер их применения за производством, второе - за связью и управлением, а сегмент проектирования и инжиниринга - третий в этом мини-рейтинге.
Что представляют собой технологичные компании? Есть ли среди них малые, не обладающие мощными ресурсами для исследований и внедрений?
Александр Гончаров: Это предприятия, которые осознанно фокусируются на НИОКР, вкладываются в новые продукты, нанимают высококвалифицированных инженеров, программистов, ученых. Отраслевая принадлежность при этом не очень важна. Даже игроки первых переделов, такие как Русская медная компания, идут в ногу с прогрессом. Или взять пищевую промышленность: компании "Ура! Кондитеры" и "Союзпищепром" также владеют современными технологиями и оборудованием.
Субъекты МСП тоже развивают технологический потенциал, часто им как раз проще перестроиться под требования момента, чем гигантам индустрии. Среди некрупных наукоемких предприятий, например, Челябинский завод электрооборудования, фирма "Папилон" из Миасса или создатель робота-космонавта Федора "Андроидная техника" из Магнитогорска. Недавно наши робототехники договорились с петербургским предприятием "ИнноДрайв" о партнерстве в области научной и конструкторской деятельности, исследовании и выпуске специализированных электродвигателей на постоянных магнитах для роботостроения, спутников, систем наведения и ориентирования, медицины и станкостроения. Речь также идет об увеличении объема совместного производства сервоприводов на сумму 350 миллионов рублей, а это не такие маленькие объемы.
Тем не менее промышленники сетуют, что в качестве смежников субъекты МСП не всегда достаточно надежны и технологичны.
Александр Гончаров: Бывает и по-другому. Так, "АвтоВАЗ" использует комплектующие с Южного Урала, в том числе произведенные не самыми крупными фирмами. У автогиганта 1650 поставщиков, и недавно президент этой компании Максим Соколов публично поблагодарил южноуральских партнеров за поддержку. 2022 год для автозавода выдался непростым, и челябинские поставщики компонентов подставили плечо, в короткие сроки смогли выдать необходимую продукцию. Благодаря общей заинтересованности предприятию удалось быстро восстановиться. С тех пор взаимодействие носит системный характер.
Если же говорить о проблеме масштабирования производств, для этого существуют современные инструменты, специальные программы акселерации. Подращиванием предпринимательской поросли занимается и областной центр "Мой бизнес". Главное для небольших производств - жестко контролировать качество своих изделий. Это сложно, но возможно.
Благоприятны ли условия для того, чтобы технологичность становилась нормой, или кредитно-денежная политика, другие факторы сдерживают рывок?
Александр Гончаров: Скажем так: кредитно-денежная политика, позиция Банка России и ключевая ставка оставляют желать лучшего. Банкиры говорят о перегретой экономике, но это односторонняя точка зрения. Почему при принятии решения о повышении ключевой ставки в ЦБ не спрашивают мнения промышленников? Давно пора, на мой взгляд, создать общественный экспертный совет, чтобы обсуждать будущие шаги.
Созданы ли механизмы для эффективного внедрения новаций в производство?
Александр Гончаров: Они создаются ускоренными темпами. Имею в виду развитие межуниверситетского кампуса в Челябинске. Уже около 60 предприятий обозначили желание зайти в этот город ученых и студентов. Есть, однако, и другой путь - возрождение отраслевых НИИ, которые должны заниматься целевыми исследованиями.
Может ли кооперация ускорить процесс?
Александр Гончаров: Пример у нас перед глазами: ТМК, Группа "Синара" и ЧТПЗ. В результате мы получили совершенно новое для Челябинска производство электробусов.
Эксперты считают: чтобы решать прорывные задачи, недостаточно просто увеличить приток денег в исследовательский сектор. Речь должна идти об изменении структуры экономики.
Александр Гончаров: Я во многом с этим согласен. Перед нами стоят такие цели, для достижения которых нужно по-новому расставить приоритеты. Сегодня особенно важны создание собственных производств микрочипов, возрождение энергетического машиностроения, станкостроения, увеличение производства медоборудования и т.д. Но для этого должна быть подготовлена база, в том числе человеческий ресурс. Для его развития в регионе создаются инструменты, например, "Школа 21" - один из таких проектов, который область реализует совместно со Сбером. Это вклад в будущее, в молодежь, которая станет развивать регион и страну на инновационных принципах. Эта структура в синергии с ЮУрГУ сможет дать колоссальный толчок развитию ИТ-сектора. За полтора-три года молодые люди смогут вырасти в компетентных специалистов, очень востребованных на рынке труда.