Причины, прежде всего, внутренние и вполне объективные, и главная - ухудшение жизни людей, первое с 1950-х годов. Сказались рост инфляции и безработицы, негативные последствия брекзита и пандемии, поток нелегальных иммигрантов и развал государственной медицины, которая всегда была предметом гордости британцев. Консерваторы сменили 5 премьер-министров за 8 лет, и эта "кадровая чехарда" не только не привела к решению острых проблем, но еще больше убедила избирателей в том, что у правящей партии явно "короткая скамейка запасных". А некоторые назначения (вроде антирекорда правления Лиз Трасс), как и показные шаги (вроде безумного плана отправки мигрантов в Руанду) выглядели еще и комичными и губительными для репутации власти.
Но абсолютно не факт, что и у лейбористов получится решить ворох проблем, доставшихся в наследство от своих главных оппонентов.
Так в чем же смысл переноса выборов на ранний срок, учитывая, что консерваторы могли править до января 2025? Думаю, ответ звучит так: Найджел Фарадж.
Его партия Reform UK, судя по всему, получает достаточно скромный четвертый результат и около десятка мест в парламенте. Однако премьеру Сунаку, как ни странно, удобнее побыстрее проиграть лейбористам сейчас, не дав "реформистам" основательно подготовиться к выборам (они даже кандидатов не успели подобрать в достаточном количестве) и провести более сильную кампанию, которая бы привела к мощному перетоку голосов от консерваторов. Привычное "перекладывание власти из кармана в карман" намного комфортнее, чем угроза прихода к власти все более популярных радикальных сил - в этом Британия полностью "в тренде" с остальной Европой, несмотря на брекзит. То есть мы имеем дело с общеевропейским системным кризисом, который не ограничивается рамками ЕС.
В том, что касается отношения к России и поддержки Украины никаких заметных перемен в период наступающего правления лейбористов не последует. Эти темы вообще не были предметом раздора между двумя ведущими партиями перед выборами.
Однако отнюдь не исключено, что лейбористы, получившие главный приз не из-за убедительности своей программы, а из-за усталости населения от консерваторов, тоже провалят свою миссию. И к следующим выборам окрепнут альтернативные силы, которые теперь получат трибуну (помимо Фараджа в парламент прошел в качестве независимого кандидата и исключенный из партии лейбористов яркий левый политик Д.Корбин).
В общем, как и на выборах в Европарламент, система держит удар, однако растет и недовольство ею в целом, а не только теми, кто правит в конкретный срок. И это тоже общеевропейское явление.
Источник: аккаунт российского сенатора Константина Косачева в Telegram.