Сама по себе идея создания новых картин на старые сюжеты совершенно нормальна. Особенно когда дело касается экранизаций. Существует множество киноверсий "Анны Карениной" или "Войны и мира", есть проходные, но есть выдающиеся. И посмотреть снятые новыми талантами "Кортик", "Молодую гвардию" или "Как закалялась сталь" было бы интересно.
Как показал опыт, хуже, когда дело касается ремейков популярных фильмов. Снятые не так давно новые версии "Служебного романа" или "Иронии судьбы" кажутся надругательством над любимыми картинами. Просто потому, что для успеха такого предприятия нужны актеры уровня Алисы Фрейндлих и Андрея Мягкова и режиссер, как минимум адекватный Эльдару Рязанову по интеллекту и таланту. И они должны не тупо подражать ушедшему в Лету, а мыслить самостоятельно, имея в виду не только срубить бабла на популярном сюжете. Таковых не нашлось, благая идея обернулась провалом.
Обозначенные в цитируемом рекомендательном списке фильмы "Иван Грозный" Эйзенштейна или "Летят журавли" Калатозова - шедевры, повторить которые невозможно и не нужно, а превзойти - немыслимо. Разумеется, можно снять новое кино о Грозном, но не нужно называть это ремейком. Грозный и его опричнина - тема неисчерпаемая, может, кто и отважится ее, взрывоопасную, продолжить. Не тужась превзойти Эйзенштейна. Да и "Летят журавли" - фильм, единственный в своем роде, пытаться его заново снять - это как заново написать "Лунную сонату" Бетховена.
И совсем дико выглядит чья-то идея переснять "Москва слезам не верит" - популярнейший фильм-долгожитель Меньшова, принесший стране одного из немногих наших "Оскаров". И "Трудно быть богом" непревзойденного Германа-старшего. То есть идея законна, но разве не ясно, что состязание заранее проиграно, зрительская досада неизбежна. И выделенные на неподъемно амбициозные проекты деньги будут потрачены впустую?
Ремейки возникают, когда у киношников нет новых идей, а пополнять кассу надо. Но касса, показал тот же опыт, так не пополняется. Можно повторить сюжет, но нельзя вернуть гений Шепитько, Таланкина, Швейцера или Эйзенштейна с Пудовкиным. Их сюжеты намертво спаяны с их именами, а уникальное повторить невозможно.
Да, важно, чтобы у нас появилось патриотическое кино, которое научит любить родину. Но, во-первых, трудно вообразить более патриотическое кино, чем, к примеру, негромкая "Баллада о солдате" фронтовика Григория Чухрая, снятая по велению не компартии, а сердца. А во-вторых, весь опыт мирового искусства доказал, что нельзя создать патриотическое произведение, его таковым запланировав. Люди создают роман, пьесу, фильм, потому что их волнует судьба родины, что они гордятся ее свершениями. Или, как Гоголь или Салтыков-Щедрин, изливают свою боль за ее пороки, пытаясь излечить ее недуги. И только потомки определят это произведение как патриотическое - болеющее за Россию.
А фильмы из производственной рубрики "патриотические" часто проваливались, когда их авторами двигало не сердце, отзывчивое на победы и невзгоды родной страны, а очередная конъюнктура.