ИИ в творчестве: без разрешения, но за деньги

Российская креативная неделя сказала "да" нейросетям
Для того чтобы индустрия ИИ могла развиваться и в то же время не наносила вреда правообладателям, "обучающий контент" должен использоваться по модели расширенной лицензии: без разрешения, но с выплатой справедливого вознаграждения авторам и изготовителям баз данных. При этом автором сгенерированного контента должен признаваться человек, применивший нейросеть как инструмент. Такое решение дилеммы ИИ в творчестве председатель Российского центра оборота прав на результаты творческой деятельности (РЦИС) Андрей Кричевский предложил на сессии "Искусственный интеллект в креативных индустриях: новые возможности для бизнеса" на Российской креативной неделе
Предоставлено пресс-службой "Российской креативной недели"

По словам Андрея Кричевского, в мире сложилось два основных подхода к использованию ИИ в творческой деятельности: легалистский и анархистский. Первый применяется в ЕС, где разработчиков ИИ пытаются обязать полностью раскрывать весь объем данных, на которых обучались нейросети, и, коль скоро среди таковых окажется охраняемый контент, просить у авторов разрешения на его использование. Анархистский подход используется в странах, которые сравнительно поздно начали развивать ИИ, в том числе в России. Он подразумевает, что отношения между правообладателями и пользователями ИИ практически не урегулированы.

Как отметил Андрей Кричевский, европейский подход, когда обращение к охраняемым материалам в целях обучения ИИ трактуют как особый вид использования, представляется нереализуемым на практике: "Несмотря на то что музыкальные мейджоры активно выступают за такой подход, требование получить согласие правообладателей тысяч, а то и миллионов произведений, которые используются в обучении нейросетей, выглядит сюрреалистично. Более того, технически невозможно доказать, что тот или иной элемент в действительности был использован ИИ-тренерами".

В то же время решение, позволяющее учесть как интересы ИИ-индустрии, так и права авторов, лежит на поверхности: массивы данных для обучения нейросетей должны быть открыты для использования, однако пользователи нейросетей должны выплачивать справедливое вознаграждение авторам, а также изготовителям баз данных и датасетов. Приблизительно по такой модели уже работает система расширенной лицензии или коллективного управления в музыкальной сфере. "Подход, связанный с выделением отдельного права "извлечения частей и элементов произведений", неизбежно останется декларативным, особенно в условиях правового нигилизма. В то же время подход, при котором произведения используются без разрешения, но с выплатой вознаграждения, позволит создать новый рынок данных, контента, информации, произведений и учесть интересы всех участников этого рынка", - уверен эксперт.

В том же, что касается дискуссий об авторских правах на сгенерированный контент, которые были в моде несколько лет назад, профессиональное сообщество, кажется, пришло к консенсусу. "Вопрос о правосубъектности машины уже давно никто не ставит. Юристы и участники рынка сошлись на том, что право создается человеком и для человека. Если творческий вклад человека, поставившего задачу ИИ, очевиден, этот человек и должен быть правообладателем. Если же такой вклад отсутствует, контент охраняться не должен", - пояснил Андрей Кричевский.

Председатель РЦИС также упомянул недавний скандал с предложением зарубежных мейджоров и группы российских сенаторов передать в общественное достояние голоса умерших людей для создания генеративных произведений: "Нужна площадка для обсуждения таких вопросов. Может быть, нечто подобное стоило бы создать вместе с Ассоциацией искусственного интеллекта и Сбером как важнейшим игроком на этом рынке".

Решение правовых проблем использования ИИ в креативных индустриях назрело давно. Так, сомодератор дискуссии президент АНО "Креативная экономика" Марина Абрамова напомнила, что, по данным исследовательской платформы Enterprise Apps Today, уже к 2025 году 10% всего контента в мире будет создано генеративным ИИ. Нейросети активно используют музыканты, сценаристы, дизайнеры, издатели. Большинство участников беседы сошлись на том, что тот, кто отказывается использовать ИИ-инструменты сегодня, с высокой вероятностью завтра проиграет конкурентную борьбу. Между тем актеры часто возмущаются, когда ИИ использует их лица, сценаристы зачастую не в восторге от того, что нейросети обучаются на их креативных продуктах. Музыканты порой замечают, что ИИ сгенерировал нечто опасно приближающееся к плагиату - ведь для нарушения авторских прав достаточно самого небольшого узнаваемого фрагмента чужой композиции. На фоне бурного развития отрасли "анархический" правовой подход теряет актуальность.

И здесь слово остается за государством, которое на сессии представлял заместитель начальника Управления Президента Российской Федерации по общественным проектам Александр Журавский: "В прошлом году президент РФ Владимир Путин сказал, что сферу ИИ, возможно, придется регулировать, когда она породит угрозы человеку и человечеству. Однако все-таки желательно, заметил тогда президент, договориться до того, как возникнут подобные угрозы".

По словам Александра Журавского, угрозы уже возникают - например, трудоустройство креативных специалистов, которые останутся не у дел из-за ИИ, или проблемы безопасности, связанные с теми же дипфейками, которые упоминал Андрей Кричевский. "Мы как государство должны быть впереди, а не дышать в затылок другим странам. Потому что правила будут писать сильные", - подытожил он.

В дискуссии также приняли участие члены музыкальной группы Filatov & Karas Алексей Осокин и Дмитрий Филатов, управляющий директор-начальник Управления по развитию креативных технологий и бренда Сбера Евгений Домников, основатель и креативный директор студии дизайна и мультимедиа Sila Sveta Александр Ус, генеральный продюсер онлайн-кинотеатра Okko, директор по развитию нового бизнеса СберМаркетинг Гавриил Гордеев, генеральный директор HiFi-стриминга "Звук" Михаил Ильичев, генеральный директор ЭКСМО Евгений Капьев.

Сомодерировал Марине Абрамовой старший управляющий директор-начальник Управления национального развития AI Сбера Владимир Авербах.