- Главный урок, который можно вынести, заключается в следующем. Пятая республика со времен ее основания генералом де Голлем в 1958 году функционировала следующим образом. Или президент страны с большими полномочиями обладает большинством в парламенте и все идет по его плану, или у него его нет. И в этом случае наступает "сожительство", что было во Франции четырежды. Хозяин Елисейского дворца оставлял за собой внешнюю и оборонную сферы, а премьер занимался прочими вопросами. Вполне работающий вариант. Но сейчас сложилась совершенно иная ситуация. У Эмманюэля Макрона, то есть у его президентского альянса, нет большинства в Национальном собрании, но его нет ни у одного политического альянса. Ни у левого "Нового народного фронта", ни у правого "Национального объединения". Три блока имеют примерно одинаковое, у кого чуть меньше, у кого чуть больше, число депутатских мандатов.
Причем, по моему мнению, вместе они не смогут по крайней мере сейчас договориться. А по нашей Конституции в таком положении президент может либо объявить о проведении референдума с тем, чтобы народ решил, как быть в такой ситуации, либо подать в отставку с последующими президентскими выборами. Но, как все поняли, Макрон не собирается уходить с поста, а при новом парламенте страна рискует потерять управляемость. Такого еще не было во Франции за последние почти семь десятилетий. Возникает вопрос: а почему, допустим, лидер Жан-Люк Меланшон из блока "Новый народный фронт", который по итогам второго тура выборов добился солидного числа депутатов, не может попытаться сформировать правительство? Ответ прост: у него всего 184 мандата, а этого недостаточно. К тому же другие фракции, ни "лепеновцы", ни сторонники Макрона, его не поддержат. Слишком разнятся их политические взгляды и программы. Меланшон, к примеру, призывает к отмене пенсионной реформы, на что альянс центристов "Вместе за республику" никогда не пойдет. Говорят также о том, что часть "Нового народного фронта", а конкретно социалисты, "зеленые", могут, мол, договориться с макронистами. Но даже если это произойдет, у них также не будет достаточной поддержки в парламенте для формирования кабинета министров.
Наиболее реальный вариант - это так называемое "техническое правительство", которое возглавит человек, пользующийся большим авторитетом среди французов. Может быть, не связанный с госинститутами, а имеющий отношение к иным сферам. По большому счету главной задачей нового премьера станет принятие годового бюджета. Такой технический кабмин просуществует не более года, после чего президент сможет снова распустить парламент и назначить новые выборы. В ближайшее время, как мне представляется, состоятся переговоры за закрытыми дверями как между партиями, так и в Елисейском дворце. Тем, что называется "текущими делами", накануне летних Олимпийских игр, займутся подавший в отставку премьер Габриэль Атталь и некоторые его министры. Что касается партии "Национальный фронт", то она серьезно увеличило число депутатов с прежних 89 до 142. Однако большинства, на что рассчитывала, не получила из-за сговора между центристами и левым альянсом.