В настоящее время они нигде не прописаны, и - учитывая медлительность Фемиды - люди по многу часов проводят в тесных и душных помещениях без еды, воды, санитарно-гигиенических условий. Такая правовая лакуна противоречит целому ряду положений Конституции РФ, в том числе статье 22: "Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию".
С жалобой на то, что более 60 раз был доставлен в суд и ожидал процесса в конвойном помещении, в КС обратился бывший офицер МВД Николай Смирнов, который был осужден в 2015 году и через восемь лет освобожден досрочно. Почти год он провел в конвойном помещении, знакомясь с материалами судебных заседаний, и за содержание в ненадлежащих условиях потребовал компенсацию от Управления МВД России по городу Перми. Оценил свои страдания почему-то в евро - четыре тысячи. Однако российские суды ему отказали: камеры для подсудимых и иные конвойные помещения в зданиях судов не входят в перечень мест содержания под стражей, и потому закон о содержании под стражей на них не распространяется.
Условия, которые описывает Смирнов, действительно выглядят жесткими: помещение площадью менее одного квадратного метра, плохая вентиляция, отсутствие санитарных удобств. И Конституционный суд РФ принял это во внимание.
- Законодатель должен не только предусмотреть конкретные, допустимые в целях защиты конституционных ценностей ограничения прав лиц, к которым применяются принудительные меры, обеспечивающие производство по уголовному делу и связанные с лишением свободы, но и создать на основе конституционных гарантий систему механизмов, позволяющих не подвергаться обращению, стоящему за рамками целей таких ограничений, и безусловно исключающих жестокое, бесчеловечное или унижающее достоинство обращение, - указал КС РФ.
Федеральному законодателю следует устранить обнаруженный пробел. До внесения необходимых изменений факт нахождения участника уголовного процесса в условиях, умаляющих его человеческое достоинство, может установить суд. Дело Николая Смирнова подлежит пересмотру.