- Иван, на "ты" или на "вы"?
- Называйте меня, конечно, на "ты".
- Когда и как ты познакомился с шахматами?
- Как-то само собой. В четыре года увидел книгу с шахматными фигурками. Начал читать...
- Уже умел читать?
- В три с половиной. И научился играть. Сначала с папой.
- И кто кого?
- Он меня обыгрывал. Потом - я его.
- Отец удивился?
- Да, и отвел меня в шахматную школу в Тюмени. Мой первый тренер Геннадий Павлович Ревнивых взял в группу ребят на два года меня постарше. Потом перевел в группу 9-летних.
- И ты всех обыгрывал?
- В общем да. Ездил на турниры. Занимался с тренером и сам.
- И сам - это как?
- Дома. Немного утром до школы. Приходил домой и четыре часа обязательно работал сам. А если школы нет, могу полностью погрузиться в шахматы: минимум часов по 8, иногда 12. Но мама не любит, когда сижу до часа, до двух.
- Еще бы. А когда встаешь?
- Когда в школу - рано. Нет школы - люблю полежать до девяти, иногда до десяти.
- Хорошо спится.
- Нет, я лежу, думаю.
- У тебя вся жизнь - шахматы?
- Я их больше всего в жизни люблю. Но в семь лет занимался боксом. Теперь играю в настольный теннис, в футбол, хожу в тренажерный зал. Гуляю по набережной. Она у нас в Тюмени красивая. И город спокойный, у нас тихо, не как в Москве. В Тюмени - хорошо.
- Ты в каком сейчас классе и как учишься? В школе тебя отпускают на турниры, сборы?
- У нас лучшая в Тюмени школа. Закончил 7-й. Все "пятерки", а по биологии и английскому - "четверки".
- Ладно, с биологией, но по английскому почему?
- Школа с углубленным изучением языков. Чтобы на "пятерку", надо много заниматься. А меня времени не хватает. С пятого класса учу и французский. Я по шахматам уже могу на английском, читаю литературу. А в школе - там ко мне относятся хорошо. Отпускают на турниры, если что пропущу, понимают, я на соревнованиях.
- А друзья в школе есть?
Иван надолго задумался:
- Ну, близких, не очень. Не все понимают, почему я все время с шахматами. Никто не смеется, прозвищ не дают, но не до конца понимают. Друзья у меня в шахматах, с теми, с кем играю. У нас понимание. Шахматы - интересная игры. Здесь выносливость, стрессоустойчивость (так и сказал. - Н.Д.) и вообще сам процесс игры. Мне нравится в конечном итоге побеждать.
- А с какой-нибудь девушкой дружишь?
- Нет. Пока нет. Но буду.
- Как у тебя складываются отношения с шахматистами: ведь очень многие соперники почти все тебя намного старше?
- Иногда смотрят ну так, с удивлением. Кто, откуда? Я не обижаюсь. Садимся играть, и отношение другое.
- Значит, у тебя с четырех и до 13 так и идет вверх?
Юный мой собеседник вздохнул:
- В 2019 году хотел заканчивать. Вдруг не пошло, поехал на турнир, проиграл. Думал, что делать. Не получается. Смотрел все шахматные сайты. Там много о шахматных школах. Мне понравилась школа Ярослава Александровича Призанта.
- Есть такой международный мастер.
- Я ему написал, он сразу ответил. И вот уже сколько лет я у него занимаюсь. Он очень вдумчивый, спокойный тренер. Два раз в неделю по несколько часов по интернету. И много его заданий, которые я дома выполняю.
- Устаешь? Ведь еще и школа.
- Не устаю. Это удовольствие: теория, практика и история тоже. Ярослав Александрович говорил, что надо знать историю шахмат, нашу отечественную школу. И я смотрел все матчи за звание чемпионов мира, история мне понятна.
- И кто из чемпионов мира больше всего привлекает?
- Александр Алехин.
- А ты слышал о его судьбе? Успех, эмиграция, неудачи, снова победы.
- Историю его знаю. Читал, изучал партии. Видел фильм "Белый снег России". Мне нравится его стиль. Он и сейчас как современный шахматист. Очень жесткая игра, полное ее понимание, красивые атаки. В его времена в основном играли классики, а он - именно современный шахматист.
- Кому из теперешних симпатизируешь?
- Мой любимый шахматист Магнус Карлсен. Я с ним бы очень хотел сыграть вживую.
- Знакомы?
- Нет, конечно. Но я с ним в онлайне играл не так давно.
- И как?
- Один раз выиграл, один раз вничью сыграл блиц. Может, Карлсен был не в форме, когда мы играли. Вроде бы он посильнее именно в блице.
- Напоследок: есть у тебя мечта?
- Я хотел бы сыграть в турнире претендентов на шахматную корону.
Кажется, шахматная судьба вундеркинда складывается. Тем более что в конце пресс-конференции в "РГ", в которой участвовали Иван Землянский, гроссмейстеры Сергей Карякин и Владимир Поткин, тренер Ярослав Призант и исполнительный директор Федерации шахмат Московской области Альберт Миннуллин, был подписан исключительно важный документ. Президент Федерации шахмат Московской области Сергей Карякин и 13-летний гроссмейстер Иван Землянский подписали соглашение о сотрудничестве и выплате Ивану стипендии Карякина.