Исторически Иваново не было центром гончарного промысла, не говоря уже о производстве фарфора. Но сегодня он претендует на то, чтобы пополнить список "художественных" брендов региона. Как появился новый промысел и что помогает ему развиваться без дотаций, выясняла "РГ".
Десять лет назад бывший директор интернет-магазина Наталья Ионова начала делать на продажу необычные подарки - украшения для интерьера. Под Новый год выставила свои светильники, икебаны и венки на ярмарке мастеров, а для декора положила елочные шары, которые оформила в технике декупаж. Когда попросили продать один - отнекивалась: мол, это же набор! Выяснилось, что людям нравится покупать по шару каждый год. К вечеру весь декор был распродан. На вырученные 20 тысяч Наталья заготовила целую партию шаров к следующему декабрю…
- По образованию я юрист, но всегда мечтала о своем производстве. Причем фамильном. Как-то душа болела: в Италии - лучшая мебель, в Англии - лучший чай или обои, а Россия вечно сбоку плетется. Про Иваново и говорить нечего. Хотелось создавать мебель. Но финансовая подушка была нулевая. Подруга подсказала: начни с подарков. Рукоделие мне легко дается, идей море… - вспоминает Наталья Ионова. - Едва что-то стало получаться, я вступила в местный клуб предпринимателей. Хотя юрлицо было только у супруга, который занимался натяжными потолками и к моей затее относился скептически. (Сегодня он технический директор ее предприятия. - "РГ") Через четыре месяца сделала сайт. Пошла получать дополнительное образование, заняв денег у мамы. Думаю, оно помогло мне избежать многих ошибок.
Новогодние подарки - тема сезонная, поэтому Ионова выучилась еще и оформлению витрин. С заказами проблем не возникло, и скоро у нее уже был декораторский цех, где трудился муж и наемная сотрудница. Прибыль вкладывали на развитие. Наталья окончила курсы по маркетингу, продажам, дизайну коммерческих пространств…
- Делая проекты для компаний из Иванова и Плеса, я научилась понимать, как работает бизнес, - отмечает Наталья Ионова. - Очень много дало и сотрудничество с корпоративными заказчиками сувениров. Какое-то время мы параллельно занимались витринами и игрушками - деревянными и ватными (этому я тоже обучалась), расписывали готовые шары из стекла и пластика. В пандемию было сложно, но витринистика приносила прибыль, за счет которой я и платила художницам. В начале 2021 года клиенты спросили: "Почему у тебя нет фабрики игрушек?" Я загорелась, не ела, не спала… В ноябре официально открылась "Моя забава".
Под фабрику, где сразу решили проводить и мастер-классы, приспособили арендованное помещение в ТЦ недалеко от железнодорожного вокзала. Затраты на запуск составили около 770 тысяч рублей.
Около года Наталья заказывала фарфоровые шары-заготовки у партнеров в Иванове. Но качество отливок ей не всегда нравилось, а спрос на продукцию был высоким. Тогда она решила освоить очередное ремесло. Опять заняла у мамы денег и отправилась в Гжель учиться на гипсомодельщика и литейщика… Муфельную печь купила в рассрочку. В сумме на запуск линии фарфора ушло примерно 820 тысяч. Расходы окупились через девять месяцев.
Фарфоровое производство повлекло за собой расширение и штата, и линейки товаров: добавилась посуда. Формы и дизайн придумывали сами, пробовали роспись в разных стилях. Выстроить оригинальную концепцию помогла встреча с историком, директором проектов АНО "Коломенский посад", экспертом по стратегическому маркетингу культурных продуктов Дмитрием Ойнасом.
- Он посоветовал искать локальную идентичность. У каждого города свое лицо, тем он и привлекает туристов. Какие символы могут быть у Иванова? Мы выбрали манеры - формы для набойки по ткани, орнаменты с "восточными огурцами", мотивы агиттекстиля - тракторы, колосья, шестеренки… Сегодня наш "Маленький фарфоровый завод" единственный в России выпускает посуду в стиле авангард, - уверяет хозяйка.
На боку четырехгранных чайников - знаковые для Иванова здания 1920-х. На чашках - яркие прямоугольники и полосы в духе супрематизма. На тарелках - многофигурные композиции, которые нужно разгадывать, как рисунки на агитационных тканях в музее ивановского ситца.
- Изделия с авангардными мотивами чаще покупают на память о городе. Бывает, человек смотрит нерешительно, а начинаешь по рисунку рассказывать об истории Иванова - удивляется, благодарит и уносит сувенир, - отметила Наталья Ионова. - С локальными образами мы делаем примерно половину продукции, остальное - это новогодние сюжеты, гуси, мухоморы, животные, Баба Яга… Делаем лимитированные серии для компаний, для фестивалей, которые проводятся в Ивановской области, или к круглым датам - например, юбилею Островского. Это большой риск, не всегда организаторы вспоминают про нас, приходится напоминать о себе. Но на фестивалях раскупается все.
Продажа через маркетплейсы себя не оправдали. Художественные промыслы не могут конкурировать с массовым производством по цене, им важно продавать не столько товар, сколько истории и эмоции. Объяснить разницу между фарфором и фаянсом, наклеенным рисунком и ручной росписью проще всего при личном общении. Либо на тех площадках, куда люди обращаются со знанием дела. Фабрика завела свой интернет-магазин - там многие виды изделий идут на ура. А коллекционные сервизы возят на профильные выставки.
"Маленький фарфоровый завод" по-прежнему занимает несколько комнат в ТЦ. Посетителям охотно показывают стадии создания продукции. Весь процесс занимает две недели и включает 80 операций.
- По эскизам главного художника лепится модель. С нее снимают гипсовую форму, которая неделю подсыхает и поступает к литейщикам. У них два основных метода: сливной и наливной. Первый подходит для изделий, в которых нужно оставить полость: чайников или елочных игрушек. Заливаем в форму жидкую керамическую массу - шликер, ждем от 30 секунд до двух минут, пока наберется нужная толщина стенки, и сливаем излишки. Через час можно доставать. Вторым способом делают тарелки, блюдца и ручки чашек. Шликер заливаем в закрытую форму через отверстия, затем в течение получаса понемногу добавляем, чтобы внутри не было пустот. Иначе после обжига возникнут пузыри, - рассказала главный технолог Ирина Большакова.
Заготовки сушат, выравнивают влажной губкой и отправляют на первый обжиг. После росписи изделия окунают в воду с частицами кварцевого песка и обжигают повторно. При температуре 1250 градусов краска вплавляется в черепок, сверху образуется прозрачная глазурь.
- Подглазурная роспись сложнее надглазурной, но ее преимущество - обширная цветовая палитра. Можно получить акварельный эффект. Такие изделия не боятся ножей, вилок и посудомоечной машины. Кроме того, в процессе политого обжига керамика делается прочнее. Мы ставим на изделия клейма. Раньше на фабриках их меняли раз в пять лет. Есть энциклопедии клейм, по которым можно примерно установить год производства. Мы поначалу писали от руки буквы "МЗ" и фамилию художницы. Потом ввели клеймо "Моя забава", теперь в основном ставим "МФЗ", - добавила Ирина Большакова.
На старте фабрика закупала донецкую глину. С началом военных действий в 2022-м поставки оборвались. Альтернативные варианты - хуже по качеству.
- Мы обсуждаем проблемы с поставщиком, пытаемся выправить положение. Главная проблема в том, что в России не разработаны карьеры с глиной нужного состава, это дорого. Многие керамисты перешли на китайское сырье. Мы пока держимся. Берем массу в Гжели, что-то из-под Воронежа везут. Краски и глазурь отечественные, - пояснила Наталья Ионова.
Иногда заказчики просят выполнить крупные елочные игрушки из более легких материалов. Пластиковые заготовки возят из Китая - в России их не выпускают: чтобы окупить инвестиции в такое производство, нужен очень большой рынок, которого здесь нет. А вот стеклянные шары заказать в РФ не проблема, их для ивановцев производит фабрика-музей "Иней" в Павлово-Посадском районе Подмосковья.
По сути, Наталья с нуля выстроила новый художественный промысел. Прибыль вновь вкладывает в развитие. Иначе фарфоровая фабрика попадет в ту же колею, где застряло не одно ремесленное предприятие, ставившее на простое сохранение традиции.
- Когда НХП нормально субсидировались, собственники не смотрели на промысел как на способ заработать. Отсюда устаревшее оборудование, формы, которые не позволяют делать заготовки одинаковыми… Предприятия НХП успешно привлекают туристов, но зачастую не умеют грамотно подать свою историю и технологию, богатейшие коллекции выкладывают в витринах как попало. Вдобавок сами промыслы "стареют", костяк художников - 60+. Виной тому и низкие зарплаты, и низкий престиж профессии, - считает Наталья Ионова.
Сама она набирала сотрудниц в местном училище и химико-технологическом университете. Три девушки - из династий художников-миниатюристов. Есть неслышащая литейщица, которая училась на графического дизайнера и освоила лепку для души. Фабрика принимает студентов на подработку - зачищать заготовки.
- Ребят, умеющих владеть кистью как инструментом, не так много. Выпускники в Иванове рисуют больше аниме… В Палехе и Холуе по-другому, оттуда кадры и берем. Уровень зарплат хочется его поднять, для этого надо нарастить продажи. Но я уже сейчас девчонкам говорю, что мы работаем на лучшем предприятии в России. А что? Чисто, зимой тепло, посетители восхищаются изделиями - художницы понимают, что их труд ценен и нужен людям. Делаем стильную продукцию, впереди крутой проект туристического кластера. Разве это не престижное место?" - улыбается предприниматель.
Из микробизнеса, где отчетность велась в тетрадке, выросло три организации. Одна выпускает елочные игрушки, другая - фарфор, третья занимается развитием туризма. По плану в кластер войдет фабрика сувениров, музей праздничных традиций, пространство для мастер-классов и кафе-кондитерская.
Три штатных специалиста-историка не только подбирают в архивах любопытные факты о жизни дореволюционного Иванова, на основе которых строятся экскурсионные программы, но и выступают гидами. Гостей по фабрике или по городу ведет то внучка красковара, то лоточница, то учительница гимназии… Летом приходят в основном туристы-индивидуалы, в конце года - наплыв групп. В прошлом декабре маленькая фабрика приняла 1300 человек!
С 2021 года Наталья вложила в расширение кластера около 2,25 миллиона рублей. Часть средств удалось получить в виде грантов, в планах - взять кредит на создание музея и кафе. На вопрос о том, когда все это окупится, женщина смеется: "Что это? Мой бизнес - идея всей жизни! Сейчас мы в плюсе. Но не думаю, что ближайшие три года, когда предстоит открывать новые объекты, сулят серьезный доход. Дальше рассчитываем на хорошие показатели. Игроков на рынке не так много, а интерес к внутреннему туризму велик".