Таким образом, в настоящее время за качество товаров на маркетплейсах отвечают только продавцы, занимающиеся торговлей на электронной площадке. Маркетплейс, по сути, осуществляет посредническую роль между продавцом и покупателем и за качество товара не отвечает.
Вскоре эта ситуация изменится. Теперь у потребителя появится возможность отстоять свои права за товар плохого качества и перед маркетплейсом.
Следствием пересмотра как законодательства в сфере защиты прав потребителей, так и пересмотра правового положения маркетплейсов, может являться рост такого явления как потребительский экстремизм. Термин этот для России по сути в новинку, он существует на литературно-обывательском уровне, несмотря на живость явления, но в западных странах он уже прижился и на правовом уровне.
Сущностно потребительский экстремизм является видом злоупотребления правом, раскрытом в статье 10 Гражданского кодекса Российской Федерации. Смысл явления заключается в чрезмерном извлечении выгоды или дохода путем причинения имущественного ущерба компании с соблюдением всех формальностей путем манипуляций с законодательством о защите прав потребителей.
Например, известным кейсом в области потребительского экстремизма является прогремевшее в США "дело о чашке кофе". Суть его в том, что женщине удалось взыскать около 640 тысяч долларов с компании за разлитую на нее чашку кофе, которое, согласно экспертизе, было чуть более горячим, чем нужно.
А как с этим обстоит дело в России? На чем базируется наш потребительский экстремизм?
Подкованный потребитель заходит издалека: статья 2 Конституции - декларирующая высшую ценность прав и свобод человека и гражданина - позволяет толковать ее в суде так, что права и свободы непосредственно человека будут в приоритете перед правами компании. Иным средством является и так называемая презумпция неосведомленности потребителя (статья 12 профильного закона) - ее смысл в том, что в спорных ситуациях суд исходит из соображения того, что потребитель не обладает соответствующими знаниями для оценки качества товара или оказываемых услуг.
На службу нечестному потребителю становятся и такие институты гражданского права, как компенсация морального вреда (крайне субъективная категория, ибо в основном потребители требуют взыскания кратно завышенных сумм), неустойка (размеры которой потребители тоже чудовищно завышают), возмещение убытков (экстремально настроенный потребитель, при обращении в суд с исковым заявлением, в качестве оплаты услуг юриста может заявить неоправданно завышенную сумму). Кроме того, суд вообще имеет право наложить арест на имущество/банковский счет предпринимателя, пока идет процесс, если есть повод предполагать, что решение будет трудноисполнимо.