Не секрет, что оборот онлайн-торговли стремительно растет - только за прошлый год объем прибавил 38 процентов. Однако в отношениях между продавцом и покупателем до сих пор не мало пробелов, закрепленных законодательно. Например, пока с точки зрения права не ясно, чем являются маркетплейсы - торговыми площадками или цифровыми платформами? А ведь именно от этого зависит степень их ответственности перед покупателем и правила работы.
"Для покупателя маркетплейс - не выставка разрозненных поставщиков и производителей, а один большой магазин. Логично, если этот "гипермаркет" начнет нести ответственность за товары, предлагаемые к продаже", уверен адвокат Владимир Чупраков. Сегодня процедура получения денег за брак отнимает слишком много времени и нервов покупателей. Чтобы получить возврат средств, нужно сначала доказать факт брака - сделать фото и видео товара, написать заявление, а иногда - и отправить товар на экспертизу и дождаться решения комиссии. "Если норму утвердят, то возвращать покупки пользователи будут владельцу маркетплейса и с него же требовать возврата средств, ведь именно маркетплейс допустил возможность заключения с продавцом договора купли-продажи в отношении товара", полагает Чупраков и приводит сравнение с традиционной торговлей - никто не возвращает прокисшее молоко на завод, если покупка сделана в магазине.
- Правда не ясно, как будет реализована новая схема взаимодействия на практике. Кем будет выступать агрегатор во взаимоотношениях с покупателем? Он будет представителем продавца? Либо же он будет самим продавцом? Кто будет должен проводить экспертизу качества товара (агрегатор или продавец) и как будет решаться вопрос с несением расходов на нее? Пока эти вопросы остаются без ответа, - комментирует инициативу Дарья Петрова, эксперт в области договорного права.
По мнению Петровой, очень важно, чтобы в документе были прописаны отношения сторон. Иначе искать решение придется самим маркетплейсам, и есть основания утверждать, что решение это будет не в пользу покупателя или поставщика товара.
Эксперты уверены, что очень скоро количество документов, загрузка которых необходима для регистрации продавцов и формирования карточек товаров, вырастет. "Возможно, магазины в целях покрытия убытков, в том числе своих судебных издержек на сопровождение регрессных исков к продавцам, а также в целях избавления себя от претензионно-исковой работы введут требования предоставления продавцами финансовых гарантий в виде страхования ответственности или открытия так называемых страховых депозитов, к которым маркетплейсы будут иметь прямой доступ", полагает адвокат Олег Матюнин. Все это неизбежно приведет к изменению ценовой политики - "расходы на реализацию новых требований либо переложат на плечи поставщиков, увеличив и без того немалую комиссию, либо на покупателей, включив расходную часть в стоимость товара", резюмирует Илья Кирик, владелец Shopping Live.
Некоторые эксперты строят и совсем мрачные прогнозы. "Законопроект создает условия, при которых модель товарных агрегаторов станет невозможной, маркетплейсы превратятся в обычные интернет-магазины, и множество продавцов лишатся доступа к существующей инфраструктуре, вынуждая либо инвестировать в развитие своих собственных интернет-магазинов и логистических сервисов, либо прекратить свою деятельность", прогнозирует Тимур Фаизов, эксперт Ассоциации юристов России.
Чем агрегатор отличается от маркетплейса? Агрегатор сам не продает товары, в отличие от интернет-магазинов. Агрегатор - это виртуальный справочник, предоставляющий ссылки на товары и услуги со всех интернет-магазинов. На сайте самого агрегатора нельзя найти подробной информации о товаре или сделать заказ.
Евгений Коваленко, предприниматель:
- Новое требование может негативно сказаться на конкурентоспособности российских маркетплейсов по сравнению с иностранными. Если агрегаторы будут вынуждены возвращать деньги потребителям в случае претензий к качеству товаров, это может привести к росту цен на платформе или сокращению ассортимента товаров. В результате покупатели могут предпочесть делать заказы на иностранных маркетплейсах, где таких обязательств нет. Реализация такого закона потребует от агрегаторов дополнительных усилий в организации возврата товаров и взаимодействии с продавцами. Не все продавцы готовы принимать на себя ответственность за качество товара и возмещать потребителям деньги. Это может привести к конфликтам между агрегаторами и продавцами, а также затруднить выполнение обязательств по возврату денег покупателям.
Александр Лабашев, методолог факультета e-commerce Университета "Синергия":
- В течение одного-двух лет будет все сложнее завозить товары из других стран, не производя полную таможенную очистку с оформлением необходимых сертификатов. Рынок будет чиститься от мелких предпринимателей, которые используют "серые" схемы приобретения товара с целью снизить себестоимость.
Екатерина Авдеева, первый вице-президент Союза Интернет-Торговли:
- У маркетплейсов есть ресурсы, чтобы в регрессном порядке взыскать эти убытки с продавцов. В результате такой подход регулятора станет стимулом для маркетплейсов в порядке саморегулирования усилить проверки в отношении предпринимателей, которые желают работать на их площадке и начнут отказывать недобросовестным в работе с платформой. Торговые площадки начнут отслеживать продавцов и заботиться о качестве и об отсутствии нарушения законодательства. Такой подход очень сильно снизит нагрузку на суды. Так как можно будет ожидать, что обращение в суд будут инициировать сами маркетплейсы, исчерпав все возможности досудебного регулирования. Сейчас большие компании присутствуют не на всех судебных заседаниях, а значит, суду непонятна их позиция. Судьи вынуждены как минимум один раз переносить заседание из-за неявки сторон, а если обе стороны все же являются, то стороны начинают отстаивать свою позицию и решение спора еще больше затягивается. Предложенная Минпромторгом инициатива подтолкнет цифровые торговые платформы к быстрому урегулированию споров с потребителями.