09.07.2024 12:00
Поделиться

Как регионам ЮФО заработать на стадионах ЧМ-2018 по футболу

Содержание стадионов, построенных к чемпионату мира по футболу в России, с этого года целиком ложится на плечи регионов. Окупаются эти арены в лучшем случае пока только наполовину. Как же быть дальше? Спортивные чиновники осмотрели целый ряд объектов в Волгограде и поделились опытом эксплуатации инфраструктуры.
Проведение футбольных матчей - основная статья доходов спортивных арен.
Проведение футбольных матчей - основная статья доходов спортивных арен. / Тагир Раджавов/РГ

Как содержать "Волгоград-арену"

Участники спортивного форума "Мы вместе. Региональный аспект-2024. Юг" побывали в спортшколах по водным видам спорта и по гандболу, в академии физкультуры, фитнес-центре и, конечно, на "Волгоград-арене", построенной к чемпионату мира по футболу 2018 года. В этом году завершилось финансирование этого объекта из федерального бюджета, и теперь его содержание целиком легло на областное правительство. В Волгограде заблаговременно разработали программу использования наследия чемпионата, чтобы максимально снизить бюджетную нагрузку.

Вместимость стадиона составляет 45 тысяч зрителей. Его стоимость оценивалась в 17,24 миллиарда рублей. На эксплуатацию только с 2019 по 2023 год ушло 1,6 миллиарда рублей.

- У нас на стадионе сейчас каждая локация занята дополнительной спортивной инфраструктурой, включая подтрибунные помещения и другие места, которые не заняты зрителями на матчах по футболу. Открыли современный картодром и скалодром. Еще два поля с искусственным покрытием появились за эти годы. В нынешнем - еще открытый корт для большого тенниса и падела, - рассказал "РГ" председатель спорткомитета Волгоградской области Владимир Попков. - В ноль не выходит ни один спортивный объект. Стоит задача умело сочетать его основное назначение и снижение затрат на содержание. Мы покрываем где-то 50 процентов за счет внебюджетных средств, которые стадион зарабатывает как выставочная и спортивная площадка. И эта доля с каждым годом увеличивается.

Шесть лет назад в Волгограде разработали концепцию использования наследия ЧМ-2018. Она предполагала активное использование арены не только для спортивных, но и прочих зрелищных мероприятий. Даже пребывающий в нижних лигах "Ротор" собирает аудиторию больше, чем многие команды РПЛ. И это отнюдь не является "эффектом нового стадиона", так как завидная посещаемость в Волгограде была и на старой арене. Болельщики - это огромный ресурс для помощи бюджету. "Ротор" в этом году вернулся в первую лигу. Последний матч в предыдущем дивизионе собрал на трибунах 27 тысяч человек. Так что в предстоящем сезоне есть основания ожидать еще лучшей заполняемости.

Хорошую кассу также собрали выступления популярных музыкальных коллективов "Руки вверх" и "Ленинград". В числе самых посещаемых в истории "Волгоград-арены" мероприятий в прошлом году - товарищеский матч сборных России и Кубы. 40 706 зрителей - это рекорд по количеству болельщиков на играх сборной в 2023 году. 13 июля ожидается хорошая загрузка на матч за Суперкубок страны между "Зенитом" и "Краснодаром". Дирекция также организует экскурсии по стадиону.

Разумеется, осложнили ситуацию пандемия коронавируса и геополитические изменения. В частности, в Волгограде должны были провести официальный матч между Россией и Мальтой, но его перенесли в Москву. В целом концепция предполагает до 25 крупных мероприятий в год на футбольном поле. Регионы, получившие новые спортсооружения, внимательно изучают опыт друг друга, обмениваются информацией.

Как дела на других стадионах

Стадионы, построенные к мировому первенству по футболу в России, есть также в Ростове и Сочи. Содержание "Ростов-арены" обходилось в 300 миллионов рублей в год. По словам министра спорта Ростовской области Самвела Аракеляна, о самоокупаемости речи пока нет, но стадион каждый год увеличивает сумму зарабатываемых средств.

В 2020 году за счет оказания различных услуг ГАУ РО "Ростов-арена" (управляющая стадионом организация) получила доход 36,4 миллиона рублей, в 2021-м - уже 51,8 миллиона, в 2022-м - 60,1 миллиона, а в 2023-м - 70,5. В 2024 году планируется заработать более 80 миллионов рублей за счет аренды, рекламных услуг, спортивных и культурно-массовых мероприятий, рассказал Аракелян.

Эксплуатация стадиона "Фишт" в Сочи обходится примерно в 800 миллионов рублей в год. Стадион содержится за счет регионального бюджета. Затраты составляют примерно 280 миллионов рублей на сам объект, и еще около 500 миллионов рублей выплачивается в качестве имущественного и земельного налога, так как стадион не освобожден от их уплаты.

"Фишт" открылся в 2013 году. На нем проходили церемонии открытия и закрытия зимней Олимпиады-2014. Также здесь шли матчи Кубка конфедераций и чемпионата мира по футболу 2018 года.

На всех стадионах сейчас натуральный газон, так как это необходимое условие для футбольных матчей на профессиональном уровне. Под полем на глубине свыше двух метров находятся инженерные системы: более 30 километров труб для полива, подогрева и дренажа, способного после сильного ливня удалить воду с поля за 20 минут. На стадионах имеется система вентиляции и дополнительного освещения. Содержать всю эту инженерию, безусловно, накладно, но местные власти не унывают. В Сочи, например, проходит много мероприятий всероссийского масштаба. Также здесь собираются возродить ежегодный инвестиционный форум, который был прерван из-за пандемии.

Как на аренах зарабатывают в мире

Международный опыт эксплуатации спортивных арен показателен. По данным портала StadiumDB, самой прибыльной ареной является "Камп Ноу" в Барселоне: каталонцы зарабатывают в среднем 7,6 миллиона евро за матч. На втором месте расположился парижский "Парк де Пренс" - 6,6. Третий - лондонский "Тоттенхэм Хотспур Стэдиум" - 5,6 миллиона евро.

Конечно, все это, прежде всего, домашние арены одних из самых дорогих и популярных футбольных клубов мира. А как быть странам, где нет таких популярных команд, а также не проводятся такие популярные соревнования, как Лига чемпионов или Лига Европы?

Например, кейптаунский стадион, построенный к ЧМ-2010 в ЮАР, был самым дорогим: на него потратили около 600 миллионов долларов. Он вмещает 64 тысячи болельщиков, но теперь используется для свадеб, вечеринок и аттракционов. Правительство тратит на его содержание около двух миллионов долларов в год. А поле "Мбомбелы" в Нельспруте в одно время разъело грибковой инфекцией. Остальным аренам повезло чуть больше, например, "Лофтус Версельду" и "Соккер Сити": там проводятся футбольные и регбийные матчи.

Не все было гладко с наследием ЧМ даже в такой футбольной стране, как Бразилия. Там содержание стадионов тоже обходится дорого и является обременительным для местных властей, несмотря на регулярные футбольные матчи.

В целом с российскими стадионами ситуация куда позитивнее, чем с африканскими и даже с бразильскими. Есть "Открытие-арена", стадион в Ростове, Казани, Самаре, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Сочи, Волгограде и Калининграде. На всех есть по профессиональной команде и весьма неплохая посещаемость, даже несмотря на несправедливый запрет российским клубам играть в еврокубках.

- Тут нужен мощный инфраструктурный проект, как, условно, парк Галицкого в Краснодаре, который будет привлекать жителей всего юга. Нужны новые позитивные инициативы: фестивали, выставки, ярмарки, креативные индустрии. Но это уже совсем другая история, - говорит консультант по маркетингу, общественный представитель АСИ в Ростовской области Елена Ищенко.