Елена Алексеевна, какие плюсы для российского бизнеса несет в себе переход на отечественную ИT-инфраструктуру?
Елена Суховей: Я бы сказала, что эти плюсы максимальны, потому что переход на российское программное обеспечение - это путь к достижению технологического суверенитета Российской Федерации. Он ведет и к созданию новых рабочих мест, и к реализации нашего потенциала, и к росту ВВП страны. И, конечно, дает стимул для развития как в целом отрасли ИT, так и ее специалистов. А если смотреть на перспективу, то и для следующего шага - переходу к технологическому лидерству.
Отечественные разработчики стали единственными игроками на этом рынке после ухода зарубежных компаний. Могут ли они предложить высококачественные продукты?
Елена Суховей: Конкуренция на ИТ-рынке несомненно увеличилась, потому что большое количество разработчиков российского программного обеспечения сосредоточилось на замещении ушедшего импортного. И это стало большим плюсом с точки зрения качества продукта. Например, B2B-маркетплейсы один из которых я представляю, полностью заменили продукт SAP ARIBA Каталоги (США), а это был один из главных it-поставщиков по цифровым решениям организации закупочных процедур. Функциональность B2B-маркетплейсов сейчас превалирует над тем, что давали бизнесу импортные продукты.
То же самое буквально через год с большей долей вероятности, я с уверенностью могу сказать, произойдет и с продуктом SRM (Supplier Relationship Management System) - комплексом сервисов по управлению поставщиками и закупками. И это будут не просто конкурентные продукты, они по своей функциональности на ступень выше ушедшего ПО в данной области. Что говорит о качестве и глубине проработки российских it-программ.
Какие изменения за последнее время произошли в сфере цифровых корпоративных закупок?
Елена Суховей: Я бы отметила три тренда. Первый - произошли существенные изменения в понимании ценности цифровых сервисов у руководителей подразделений, которые непосредственно принимают решение о работе с тем или иным продуктом. Стало очевидно, что цифровизация закупочного процесса - не риск, а наоборот - большая польза. Она повышает операционную эффективность компании, в том числе может повысить эффективность управления цепочками поставки до 50 процентов.
Второй тренд - на российском рынке появились качественные цифровые платформы, в том числе B2B-маркетплейсы, которые дают понятное и ощутимое преимущество для компаний с точки зрения повышения рентабельности. Третий тренд - это, конечно, движение к технологической независимости, что необходимо не только для реализации государственной политики, но и с точки зрения требований самих предприятий, поскольку они хотят обезопасить себя и используют российское программное обеспечение.
Что дает компаниям перевод закупок на b2b-маркетплейсы?
Елена Суховей: Маркетплейсы повышают рентабельность закупок, а это и есть, по сути, конечная цель.
За счет чего повышается рентабельность?
Елена Суховей: Во-первых, за счет снижения транзакционных издержек. Мы и в обычной жизни уже привыкли покупать товары на маркетплейсах и все реже ходим в магазины. Потому что это увеличивает скорость покупки и получения товара, причем второе - время получения заказа - при закупках на B2B-маркетплейсах сократилось более, чем в два раза. Соответственно и предприятия, которые закупают товары на нашем маркетплейсе, повысили скорость закупки в среднем на 40-60 дней. А это высвобождение складских запасов, которое, в свою очередь, дает высвобождение рабочего капитала.
Во-вторых, такие закупки - отсутствие необходимости тратить ресурсы на оптимизацию номенклатурного справочника компании по стандартизованной номенклатуре, на сопоставления названий товаров поставщиков со справочником предприятия, а на это тратятся большие финансовые ресурсы. Маркетплейс (как минимум цифровая платформа, которой я руковожу) сам организует процесс сопоставления номенклатуры клиента с товарами поставщика, организует единый каталог. На Максмарт организован единый товарный каталог с более, чем 2 миллионами оцифрованных уникальных позиций промышленных товаров. И это не предел, мы не останавливаемся, а дальше будем преумножать объем оцифрованных товаров. Для такого функционала используются инструменты искусственного интеллекта, такие как machine learning, а также предиктивная аналитика, которые в том числе помогают автоматически подбирать аналоги. Это позволяет не только оптимизировать операционные расходы, но и решать проблематику замещения ушедших брендов.
Третий тренд - снижение транзакционных издержек, то есть снижение трудозатрат компании на закупку стандартизованной номенклатуры. Покупая любой товар на потребительских маркетплейсах, мы не контактируем с первоначальным поставщиком. То же самое обеспечивает и B2B-маркетплейс, освобождая от нагрузки различные подразделения компании и фокусируя их на более важных стратегических задачах, чем, например, проверка договоров на покупку отверток, изоленты и т.п.
В чем заключается эффективность использования SRM-систем и цифровых аутсорс-систем для закупочных процессов промышленных предприятий?
Елена Суховей: Платформы, которые полностью оцифровывают закупки стандартизованной номенклатуры и предоставляют офлайн сопровождение заказа, по факту предоставляют полный аутсорс закупок таких номенклатур для промышленных компаний, т.к. берут все процессы организации снабжения на себя. Стандартизованная номенклатура, как правило, низкостоимостная, в бюджете закупок предприятий она занимает всего 5-10 процентов, но на нее тратятся большие трудозатраты.
Мы говорим компаниям: вам не надо тратить на это свои ресурсы, благодаря цифровым технологиям мы справимся эффективнее. Конечно, в договорах прописываем определенные SLA (соглашения об уровне сервиса - Прим. ред.): берем на себя те непрофильные функции, которыми компании занимались до этого: проведение квалификации поставщика, контроль, согласование договоров, консолидацию грузов на наших распределительных центрах, единую доставку до базиса клиента, работу с рекламациями и т.д. И все это повышает операционную эффективность компаний-клиентов и, в итоге, их рентабельность.
Второе направление - развитие и внедрение SRM-систем. Это сквозной цифровой процесс от планирования до исполнения закупки с интеграцией в учетную систему клиента, цифровизация закупочной деятельности компании, которая дает максимальное освобождение ресурсов. Кроме того, дополнительная возможность избежать человеческих ошибок при формировании различных справочников, процедур и т.д. Конечно, данная функциональная система максимально повышает эффективность компании: полностью оцифрованный сквозной процесс закупок может дать компании плюс 2-3 процента к EBITDA (финансовый показатель, означающий операционный доход до вычета амортизации основных средств и нематериальных активов. - прим. ред.)
Какие эффективные решения ваша компания может предложить своим клиентам?
Елена Суховей: Мы предоставляем широкий спектр решений, начиная с полностью кастомных цифровых интеграций в ERP-системы крупнейших промышленных компаний - лидеров своих отраслей, заканчивая прямыми закупками на платформе не только самими клиентами, но и, например, их подрядчиками. В направлении сквозной автоматизации процессы выстроены и налажены настолько, что интеграция с большим количеством систем клиента происходит в течение трех-четырех месяцев. Таким образом обеспечивается максимально автоматизированный процесс закупок стандартизованной номенклатуры.
Эффект от такого внедрения промышленные предприятия уже почувствовали, все больше и больше номенклатуры выводится на закупки на маркетплейсы. Мы понимаем, что востребованность маркетплейсов растет не только среди крупнейших промышленных компаний, которые готовы инвестировать в it-технологии, но также и среди средних. У нас есть различные варианты взаимодействия и для среднего бизнеса - как прямых закупок на маркетплейсе, так и небольших интеграционных сценариев. Кроме того, мы можем удовлетворить и такую потребность предприятий, как контроль подрядчиков. Например, тех, которые предоставляют клиентам услуги по ремонту. А клиенты, подрядчики которых, закупают товары через нас, решают такую проблему, как, например, прозрачность ценообразования. Кроме того, на маркетплейсе контролируется качество продукции и сокращаются сроки поставки. Таким образом, мы не только делаем быстрыми и удобными закупки стандартизованной номенклатуры, но и влияем на эффективность и оптимизацию других бизнес-процессов компаний.