Госдума наводит порядок в онлайн-продаже БАД

Правительственный законопроект о регулировании онлайн-торговли биологически активными добавками (БАД), о внесении которого мы уже сообщали в мае, прошел первое чтение в Государственной Думе. Пакет поправок, изначально разработанный депутатами, был существенно доработан в органах исполнительной власти.

Ключевая для ритейла новелла в законопроекте - внесудебная блокировка интернет-страниц, на которых содержится информация о продаже БАД без госрегистрации. Легальный рынок долго боролся за эту инициативу, обсуждение всех нюансов заняло не один год.

Серый рынок обелят

Проблемы возникли в 2021 году. Онлайн-торговле БАД дали зеленый свет, что существенно упростило доступ граждан к биодобавкам. Ответственные производители и импортеры приветствовали современный канал продаж, но одновременно с ними поднял голову и серый рынок. Недобросовестные продавцы также получили возможность реализовывать свой товар в интернете в нарушение всех действующих норм и правил.

В свободной продаже появились незарегистрированные препараты, биодобавки с содержанием рецептурных лекарственных компонентов, с существенным превышением дозировок. Наибольшее количество нарушений фиксировалось в категориях препаратов для похудения, спортивных и мужских БАД. В них выявляли как завышенное содержание действующих веществ, так и запрещенные к обороту субстанции, например, психотропного действия.

Роспотребнадзор, контролирующий оборот БАД, не имеет полномочий оперативно пресекать нарушения: удалить подобные объявления из интернета можно только по решению суда. Этот процесс занимает от нескольких месяцев до года, все это время нелегальный продавец может продолжать работу. А после судебной блокировки - мгновенно создавать копию страницы с другим интернет-адресом и ждать нового суда.

Решение этой проблемы нашлось довольно быстро: внесудебная блокировка сайтов давно и успешно работает на рынке лекарственных средств. Если Росздравнадзор выявляет в свободной продаже рецептурное лекарство, блокировка следует без судебных процедур. За распространение этого механизма и на рынок БАД выступили депутаты Госдумы Сергей Неверов и Александр Петров, позже их инициативу поддержали органы исполнительной власти и интегрировали их предложения в комплексный законопроект, регулирующий сферу оборота БАД в целом.

По мнению зампреда Госдумы Сергея Неверова, тот факт, что правительство погрузило в свой законопроект предлагаемый механизм досудебной блокировки интернет-страниц недобросовестных продавцов, подчеркивает серьезность проблемы. Ситуация, когда в свободной продаже в интернете находятся сильнодействующие препараты под видом БАД, недопустима, считает он. В то же время очень важно было не нарушить баланс на рынке и не допустить тотальных запретов.

"Для определения правильных параметров инициативы мы долго работали как с органами власти, так и с экспертным сообществом. Выслушали позицию маркетплейсов и крупных интернет-магазинов", - отмечает Неверов.

Отрегулировать, а не запрещать

С необходимостью наведения порядка на рынке соглашаются производители и отраслевые эксперты. По словам Александра Жесткова, исполнительного директора Саморегулируемой организации Союз производителей БАД, сегодня в интернете, в первую очередь на маркетплейсах, более 20% БАД реализуется по декларациям соответствия, а не по СГР (свидетельство о государственной регистрации продукции - Прим. ред.), а зачастую - и вовсе без документов. Это означает, что никто не отвечает за результат приема такой добавки.

"Последние годы мы фиксировали все большее количество предложений со стороны серых импортеров, агрессивный маркетинг и обещания чудодейственных последствий от приема незарегистрированных препаратов. Комплексное решение давно назрело", - заявляет Жестков.

С адекватностью предлагаемого регулирования соглашается Наталия Прокопьева, председатель совета директоров ЗАО "Эвалар": "С момента разрешения онлайн-продаж БАД было понятно, что необходим механизм "сдержек и противовесов" для контроля нового канала продаж. Категория БАД, специализированных продуктов для здоровья - это "особо охраняемые" товарные категории, которые не терпят спекуляций и нарушений".

"Не менее важны и такие понятия, как "репутация индустрии", "стандарты качества" и "доверие населения". В этой связи мы с оптимизмом смотрим на возможности расширения полномочий регулятора в части досудебной блокировки страниц, содержащих предложения к продаже небезопасной продукции в онлайн торговле", - отмечает Прокопьева

Эксперты соглашаются с актуальностью предлагаемой меры, регулирование рынка онлайн-торговли требует расширения контрольного инструментария. Но важно не навредить. "В итоговый текст законопроекта внесен лояльный к рынку вариант инициативы: внесудебная блокировка распространится только на конкретную интернет-страницу, что очень важно для работы маркетплейсов, товары на которых может продавать любой желающий, а также крупных интернет-магазинов", - добавляет Александр Жестков.

Планируется, что контроль за работой данного механизма будет осуществляться центральным аппаратом Роспотребнадзора. Такое решение позволит снизить вероятность ошибок до минимума. Предполагается, что положения законопроекта будут окончательно доработаны ко второму чтению и окончательно утверждены Госдумой уже в 2024 году.