Вован и Лексус крикнули "Слава России!", но Буш верил, что на связи с Зеленским

О тонкостях своей необычной профессии "Российской газете" рассказали знаменитые пранкеры Вован (Владимир Кузнецов) и Лексус (Алексей Столяров).
Алексей Столяров и Владимир Кузнецов (слева направо) перестали называть себя пранкерами.
Алексей Столяров и Владимир Кузнецов (слева направо) перестали называть себя пранкерами. / Первый канал

Алексей и Владимир, мы все в детстве занимались пранком. Это же милое дело - позвонить на случайно набранный номер и сказать что-нибудь типа: "Квартира Зайцевых? Как нет? А почему тогда уши видно?" Как вам удалось это сделать профессией?

Вован: Когда нам было лет 14-15, в пранке не было какой-то миссии, пользы, социального подтекста. Это просто было такое развлечение для всех ребят. Впоследствии мы стали взрослее и не сразу пришли к тому, чтобы звонить президенту или министру. Секрет успеха в том, что мы никогда не планировали эту известность, не планировали как-то зарабатывать на этом.

Сейчас молодежь думает: стану блогером, у меня будут десятки тысяч, миллионы подписчиков, заработаю миллионы. Когда мы этим начали заниматься, у нас было только чистое любопытство. Но со временем ты приходишь к рубежу, когда надо понять: или ты занимаешься чем-то более серьезным, или развиваешь свою деятельность дальше вместе с собой. И мы росли. Сначала были пранки в сфере шоу-бизнеса, а переломным стал 2014 год. Был тогда большой съезд пранкеров со всей России в Москве, на котором мы и познакомились и решили вместе действовать. У нас был уже определенный опыт, и мы понимали, как можно подобраться к тем или иным политикам.

Лексус: Мы давно не называем себя пранкерами, мы переросли это. У нас, скорее, пранк-журналистика на острые геополитические темы. Сейчас работаем в похожем жанре с военкорами. Объяснение обстановки в мире, освещение той или иной проблемы - одна из главных задач. Поэтому мы общаемся с министрами обороны, с генеральным секретарем НАТО. Прежде всего нужно желание прорываться через все преграды.

Вован: Нас иногда называют "гражданские разведчики", потому что в некотором роде наша деятельность схожа: мы получаем закрытую, но общественно значимую информацию. Мы полностью ушли в политику, и это стало не развлечением, а реально важной вещью. Потому что политики публично говорят одно, а кулуарно происходит совсем другое.

Сложно раскрутить человека такого уровня на откровения?

Лексус: В общении основную роль играет психология. Ты должен говорить на одном языке с собеседником, использовать его речевые обороты. Когда тебе самому любопытно получить ту или иную информацию, ты постоянно совершенствуешься. Мы столько лет этим занимаемся, что стали лучше разбираться в людях.

Вован: Мы узнали, что один губернатор потерял 20 лет назад кольцо и вдруг нашел его совершенно случайно. И мы начали разговор с этой темы. Или спрашиваешь, как ваш песик поживает, потому что тоже услышали о нем в новостях. Такие маленькие истории позволяют собеседника расположить к себе.

Над Джорджем Бушем пранкеры открыто подшучивали, но экс-президент США юмора не понимал. Фото: t.me/Russiacalling

Легко дался переход от деятелей эстрады к крупным чиновникам?

Вован: Мы сделали пранки с министром внутренних дел Украины Арсеном Аваковым, с американским бригадным генералом, который прилетал в Киев, с олигархом Игорем Коломойским. И пошло-поехало. Бывает, что беседы срываются на предварительной стадии. У нас нет прямых номеров того или иного человека, мы не можем позвонить в любое время дня и ночи. Это довольно долгая история: от нескольких недель до нескольких месяцев, чтобы выйти через помощников на того или иного политика. Пару лет назад у нас голливудские звезды были. Просто нам было лично интересно посмотреть, почему они встали на антироссийскую сторону, хотя, казалось бы, человек аполитичен. Хотелось понять, что у них в голове. Люди стали жертвами зарубежной пропаганды.

Лексус: Выйти на связь всегда по-разному получается. С Джорджем Бушем мы три раза пытались связаться, только с третьей попытки удалось. Не только же украинским мошенникам издеваться над нашими пенсионерами, мы поиздевались над американским пенсионером. Но деньги не просили. Уже есть человек, который просит деньги у США. Мы были бы лишней нагрузкой.

С мошенничеством такая история. Украинцы звонят конкретно гражданам России. Кстати, они не только на пенсионеров, но и на молодых людей стараются воздействовать, потому что у тех есть гаджеты, через которые можно что-то украсть. Мы сейчас тестируем новое изобретение совместно с одним банком. Наши сотовые операторы могут определить, что звонок идет с Украины. И этот вызов переводят на нас, а мы умеем с ними разговаривать.

Политики публично говорят одно, а кулуарно - совсем другое

Не думали искусственный интеллект себе на помощь привлечь?

Лексус: Пока мы обходимся без нейросетей, но я думаю, что в будущем так или иначе мы к этому придем. Пока даже интереснее то, что ты без них можешь так или иначе своего собеседника убедить в чем-то. Когда с главой Международного олимпийского комитета Томасом Бахом беседовали, меня целый час под негра гримировали. А с нейросетями сможет любой.

Вован: А Владимира Зеленского несколько раз сыграл наш знакомый пародист. Мы придумали легенду, что якобы Зеленский хочет показать Бушу своих пилотов, которые очень мечтали с ним пообщаться. Совсем издевательские шутки в самом разговоре мы не вставляем, поэтому никто ничего не подозревает. 90 процентов разговоров у нас на общественно-политические темы, а в конце уже можно показать глупость человека, позадавать ему какие-то смешные вопросы, дать понять, что что-то идет не так. Но даже после того, как мы крикнули "Слава России!", Буш долгое время верил, что с ним действительно говорил Зеленский.

Да, ваш пародист в гриме на самом деле похож на украинского лидера.

Лексус: Как и в случае с Бушем, от имени Зеленского пообщались с певцом Шарлотом. Комичность ситуации была в том, что он поверил, что ему звонит сам президент Украины. Это, конечно, особый случай. Человеку 25 лет, у него высшее образование, он влияет на чьи-то мнения. Но он так легко повелся. Что он делал эти 25 лет?

Вован: Мы сказали, что у него есть единственный вариант приехать на Украину: залезть в чемодан посла, потому что дипломатический багаж никто не будет обыскивать. Шарлот согласился.

Угрожают?

Лексус: Угрозы говорят о беспомощности человека.

Вован: В 2000-е звезды любили угрожать. Ксюша Собчак ругалась всегда. Сейчас она, в принципе, делает то же самое. Но политики на таком уровне не будут публично угрожать. YouTube наш канал заблокировал, когда мы сделали пранк с министром обороны Великобритании. Их ведомство написало официальное письмо с требованием удалить наш канал, потому что якобы этот пранк вредит национальной безопасности. Это было еще до повального бана российских каналов. Можно сказать, пострадали за правду.

Что-то святое для вас есть?

Лексус: Общение ограничивается уголовным и административным кодексами нашей страны. В наших разговорах ничего нет про частную жизнь человека. Мы не лезем в его банковские счета, не затрагиваем религию и национальность.

В 2022 году в интервью "РГ" на вопрос, не хотите ли стать политическими фигурами, вы сказали перезвонить через два года. Ну вот.

Вован: А мы и так в политике. Все не можем из нее выбраться. В России не так много людей, которые общались с министрами, с главами государств в таком количестве, как мы. Правда, это обычно несколько в ином формате происходит.

Справка "РГ"

Дуэт Вована и Лексуса устраивает телефонные розыгрыши, или пранки, представляясь другими людьми. Так, президенту Молдавии Николаю Тимофти они звонили от лица уже ушедшего на тот момент с аналогичной должности в Грузии Михаила Саакашвили, английскому певцу Элтону Джону - от имени президента РФ Владимира Путина. Также в разные годы их собеседниками по неведению стали Михаил Горбачев, Владимир Мединский, Виталий Кличко, Реджеп Эрдоган, Анджей Дуда и другие.