10.07.2024 09:32
Поделиться

В "РГ" обсудили установку памятника директору судостроительного завода

В "Российской газете" прошла встреча в формате круглого стола, посвященная теме "Увековечение памяти Н. С. Жаркова, генерального директора ПАО Завод "Красное Сормово с 1984 по 2018 год" и установке памятника Н. С. Жаркову.
Михаил Барковский

Есть инициатива людей, работавших с Николаем Сергеевичем, и буквально на днях был создан попечительский совет и оргкомитет. Его возглавили председатель Законодательного собрания Евгений Люлин и заместитель полномочного представителя президента Российской Федерации в ПФО Игорь Паньшин.

Заслуга в продвижении проекта принадлежит губернатору Нижегородской области. В ближайшее время планируется закладка фундамента на Юбилейном бульваре. Памятник хотят открыть ко Дню города.

Участники стола собрались, чтобы вспомнить основные моменты биографии замечательного директора, исторические вехи старейшего судостроительного завода.

Николай Сергеевич руководил заводом более 30 лет, в том числе в сложнейшее время, но сумел не только сохранить предприятие, но и добиться в "нулевых" его технического перевооружения. За это время под его руководством построили 105 подводных лодок, в том числе 26 - с атомными энергетическими установками, и 25 глубоководных спасательных и рабочих аппаратов. В ходе испытаний субмарин он провел под водой 2300 часов. Николай Жарков удостоен звания "Герой Труда Российской Федерации" и награжден орденом "За заслуги перед Отечеством" II степени.

В обсуждении приняли участие председатель комитета Заксобрания по градостроительному развитию, имущественным и земельным отношениям Василий Суханов, председатель совета директоров АО "Судоходная компания Волжское пароходство" Александр Шишкин, директор ООО "Экомедиа-НН" Михаил Барковский, руководитель проекта "Штаб молодежных инициатив" Глеб Барковский.

- Многие на него равнялись, многим он дал путевку в жизнь. Например, Сергей Владиленович Кириенко признал его своим наставником, - вспоминает Михаил Барковский. - Николай Сергеевич - это большой пример самоотверженного служения, и мы - Василий Суханов, я, фонд "Патриотический центр "Русская Победа" - хотим транслировать этот пример не только на территории Нижегородской области, но и во всех субъектах Российской Федерации. Мы убедили власти, что монумент в центре Сормова - это необходимо, особенно для подрастающего поколения, ведь без прошлого нет настоящего.

- Отмечу как председатель комиссии по военно-патриотическому воспитанию одной из партий: очень важно молодому поколению донести образ людей, которые создали экономическую мощь нашего государства, - подключился к разговору Василий Суханов. - Именно при Жаркове был запущен проект судна "река-море" типа "Сормовский" - инновационный в то время. Его вклад в создание подводного флота огромен. Как-то мне один француз из института развития туризма сказал: чтобы в ваш город поехали туристы, необходима привлекательная легенда. В случае с Николаем Сергеевичем ее и придумывать не надо - он и был легендой.

Михаил Барковский уверен, что монумент станет одним из мест притяжения, куда будут приходить школьники и изучать историю:

- Нам есть что рассказать и показать. Можно вспомнить, как раньше любой желающий мог прийти на торжественный спуск судна, как поддерживали династии корабелов. Рассказать о том, что Николай Сергеевич знал каждого рабочего по имени и отчеству - у него была феноменальная память. Он всегда, идя по цехам, спрашивал у рабочих, как их здоровье, как дела. Это был уникальный человек, свои оперативки не проводил в кабинетах, всегда проходил завод вдоль и поперек, и не один раз в день.

Все, что осталось от того прекрасного старого прошлого, Жарков сумел сохранить, сумел убедить и руководил заводом так, как считал правильным. Он был носителем некой управленческой культуры, на которую стоит обратить внимание. Так считает Василий Суханов.

- Я всегда поражался его работоспособности, выносливости, пунктуальности, - подхватил Михаил Барковский. - Звоню ему как-то по телефону, а он говорит: "Я сейчас в Петропавловске-Камчатском. Мне надо только принять душ по приезде, потом сразу на работу". Так и сделал. Пролетев и проехав на поезде всю страну, прибыл в Нижний Новгород в 6:20, а в 8:30 утра он был на рабочем месте. Когда ему было уже за 70, за ним не успевали журналисты, когда он ходил по заводу.

Александр Шишкин напомнил, что последний пассажирский теплоход, который выпустили на заводе, "пробил" именно Жарков.

- Когда ему вручали Героя Труда, он подошел к Владимиру Владимировичу Путину и сказал, что завод "Красное Сормово" готов строить гражданские суда. Президент дал поручение. И сразу пошло финансирование. Первый круизный полноразмерный теплоход, построенный за 60 лет в СССР и современной России, был спущен в 2020 году. Назвали его "Мустай Карим". Сейчас, когда невероятно актуально понятие "технологический суверенитет", очень полезно обращаться к опыту таких директоров, как Николай Сергеевич.

Василий Суханов вспомнил, как в тяжелые времена Жарков привлекал рабочую силу из бывшего Советского Союза. Им давали наставников, наставникам за это доплачивали, а приезжие рабочие были обязаны по контракту проработать на заводе минимум три года. Так завод выстоял.

Участники круглого стола отметили, что в сложное время Жарков сумел сохранить и социальные объекты, такие как Сормовский Дворец культуры, который сейчас остался в собственности завода.

- Я уверен, что Николай Сергеевич Жарков - это пример для подражания молодого поколения, - сказал в конце встречи Глеб Барковский. - Он внес значительный вклад в развитие завода и Сормовского района. И памятник будет как триггер для включения процесса вспоминания и воспитания.