В первую очередь речь, конечно, идет о цифровых технологиях, которые именно на этапе разработки новой продукции могут существенно ускорить и удешевить процесс. Например, цифровые двойники помогают не только просчитать все параметры изделий и даже возможные нештатные ситуации, которые могут возникнуть в ходе эксплуатации, но и провести виртуальные испытания. Это, конечно, не отменяет натурных испытаний, но дает возможность лучше к ним подготовиться и снизить затраты. Как рассказал Дмитрий Иванов, директор по инновационному развитию "ОДК-Сатурн", раньше создание нового двигателя занимало 10-12 лет и для испытаний требовалось 40-50 образцов. Цифровой двойник экономит годы работы и миллиарды рублей.
"Благодаря повышению скорости вычислений и выполнения цифровых испытаний, возможностям хранения и обработки содержательной информации цифровой инжиниринг уже сейчас обеспечивает смену парадигмы и переход от традиционного подхода "проектирование - производство - испытания" к подходу "проектирование на основе математического и компьютерного моделирования - инженерные расчеты / цифровые испытания - цифровое производство", - поясняет Алексей Боровков, проректор по цифровой трансформации Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, директор Инжинирингового центра "Центр компьютерного инжиниринга" (CompMechLab®) вуза.
Инжиниринговый центр СПбПУ, например, системно и успешно внедряет новый подход в свою деятельность, активно используя собственную цифровую платформу по разработке и применению цифровых двойников CML-Bench. "Сегодня на нашей цифровой платформе представлено более 328 тысяч цифровых и обоснованных проектных решений, которые составляют базу лучших инженерных практик в самых разных отраслях высокотехнологичной промышленности", - отметил Алексей Боровков.
Многие крупные корпорации уже активно используют такие технологии при проектировании изделий, однако важными точками роста в этой сфере стали именно вузы, в которых по федеральной программе созданы инжиниринговые центры (ИЦ). Сегодня их уже десятки, некоторые лишь делают первые шаги, другие уже известны в профессиональной среде и зарабатывают, оказывая услуги промышленным предприятиям. Например, выручка ИЦ Уральского федерального университета от проведения опытно-конструкторских работ, НИОКР в прошлом году составила около 1,5 миллиарда рублей. Одно из главных направлений работы уральского центра - реверс-инжиниринг, очень актуальный для российского бизнеса в условиях санкций.
"Мы, по сути, представляем собой опытно-конструкторское бюро: получаем требования к изделию либо аналог и на выходе должны предоставить заказчику опытный образец, провести испытания, подготовку к серийному производству и сопровождение серийного выпуска", - рассказывает Максим Сапогов, директор ИЦ цифровых технологий машиностроения УрФУ.
Центр создан в вузе 5 лет назад и сегодня представляет собой полноценное предприятие. В него входит Инженерный центр цифровых технологий машиностроения, где разрабатывают конструкторскую документацию, проводят расчеты и проектирование. Опытные образцы изготавливают в другом подразделении - Центре инженерных разработок. Следующее в этой цепочке звено - Центр высокоточной механики, который сейчас строится и оснащается. В ИЦ работают более 150 инженеров, которые уже реализовали весьма солидный портфель проектов - в основном сотрудничают с компаниями из сфер машиностроения и металлообработки.
"ИЦ добился значительных результатов в создании высокотехнологичных изделий. Это позволило стать ключевым исполнителем в госпрограмме обратного инжиниринга и в кратчайшие сроки выполнять проекты. В этом году открывается собственное опытное производство, что позволит нашим клиентам получать полный цикл разработки изделия", - говорит Максим Сапогов.
По словам Алексея Боровкова, последовательное и интенсивное развитие инжиниринга, кросс-отраслевой обмен опытом и, как следствие, снижение себестоимости разработки и производства, а также скорости вывода продукции на рынок, в конечном счете, будут способствовать глобальной конкурентоспособности российской экономики и обеспечению технологического лидерства.