Югра и Ямал перестраивают транспортную систему под использование беспилотников

На Ямале предложили создать интерфейс для собственников критической инфраструктуры, с помощью которого они могли бы получать сведения из Единой системы организации воздушного движения (ОрВД) о действующих в небе режимах и планируемых полетах беспилотников над их территорией.

Поясним: аэронавигацией в стране занимаются 14 укрупненных региональных центров ОрВД. За контроль беспилотников отвечает подведомственная Росавиации госкорпорация. С помощью цифрового сервиса на ее сайте пользователи беспилотников сообщают о начале и окончании движения, получают актуальную аэронавигационную информацию, запрашивают разрешения от муниципалитетов на полеты над населенными пунктами и от силовиков на пересечение запретных зон. Однако эти сведения недоступны компаниям ТЭК, если они не имеют своей беспилотной техники и заказывают услуги мониторинга трубопроводов и промыслов сторонним подрядчикам: нефтегазодобытчики не понимают, законно парит кто-то над их объектами или нет, отметил Алексей Дронов, управляющий региональным проектом "Развитие беспилотных авиасистем в ЯНАО".

Еще один важный вопрос подняли на международном ИТ-форуме с участием стран БРИКС и ШОС, который прошел в Ханты-Мансийске. Речь о возможности создания мобильных взлетно-посадочных площадок для БПЛА за счет частных компаний, а не бюджета. Специально под северян, выступивших с такой инициативой, в федеральный проект развития инфраструктуры для беспилотного воздушного транспорта внесли поправки (как оказалось, аналогичная потребность есть и у Вологодской области).

Напомним: Ямал попал в тройку пилотных регионов, где в 2024 году по нацпроекту "Беспилотные авиасистемы" развернут испытательный центр и несколько "дронодромов" ("Стойбище дронов", "Экономика Уральского округа" от 20.06.24). На следующем этапе, в 2025 году, к работе присоединятся еще 16 участников, в том числе Югра.

Транспортно-логистические системы двух северных субъектов УрФО во многом схожи: удаленные поселки, сезонные транспортные артерии (зимники и реки), большая протяженность трубопроводов и ЛЭП, неравномерное покрытие территории мобильной связью. Все это буквально подталкивает к развитию безлюдных технологий. С их помощью можно не только быстрее реагировать на ЧС, но и вести кадастровые работы, геологоразведку, сопровождать стройки и т. п.

В Арктике техника должна надежно работать при крайне низких температурах, садиться и взлетать при порывах ветра, в условиях ограниченной видимости

- Площадь Югры 534 квадратных километра, их необходимо мониторить и исследовать, - подчеркивает Павел Ципорин, директор департамента информационных технологий и цифрового развития ХМАО. - Мы приступили к проектированию пилотной зоны в Кондинском районе на 15 тысяч квадратных километров. Цель проекта - импортозамещение и климатическая адаптация образцов БПЛА. Зарегистрировали оператора инфраструктуры, утвердили концепцию развития беспилотного транспорта в регионе, в ее рамках будет создан научно-технический центр, где генерируются новые технологии и собираются аппараты.

На Ямале система дистанционного мониторинга покрывает чуть более 310 тысяч квадратных километров: с ее помощью ищут потерявшихся людей, выявляют очаги лесных пожаров и нарушения природоохранного законодательства. К примеру, недавно с дрона увидели нуждавшихся в эвакуации рыбаков, а оленеводы Антипаютинской тундры приспособили "птичек" для слежения за животными. На совете старейшин представители КМНС даже договорились с губернатором, что в новом сезоне на Дне оленевода начнут разыгрывать беспилотники.

Кроме того, с 2021 года в рамках экспериментального правового режима беспилотный самолет перевез более 230 килограммов грузов на удаленные ямальские фактории. Практика показала как плюсы, так и сложности такого способа доставки: техника должна надежно работать при крайне низких температурах, уметь садиться и взлетать при порывах ветра до 18-25 метров в секунду, в условиях ограниченной видимости и т. д. - технические характеристики аппаратов для Арктики нуждаются в совершенствовании, считает Алексей Дронов. Также нужно заниматься импортозамещением запчастей: чем сложнее модель, тем шире нужна отечественная номенклатурная база, а ресурса элементов должно хватать не менее чем на 50 полетов. Для испытаний аппаратов в суровых погодных условиях ямальцы готовы предоставить аэродром "Обдорск". Здесь же производители смогут сертифицировать новые модели БПЛА.

По оценке компании "Русдронопорт", при инерционном сценарии к 2030 году рынок беспилотных систем в России достигнет 120 миллиардов рублей, при оптимальном - 475 миллиардов (с учетом коммерческого сектора). В том числе объем государственного гражданского заказа составит 201 миллиард рублей, или 22 240 единиц техники, не считая обучающих моделей. Из этой суммы 145 миллиардов пойдет собственно на изготовление изделий, 56 - на оплату услуг с их использованием. Пока сегмент мониторинга преобладает над логистикой, но потом соотношение изменится, считает гендиректор компании Николай Ряшин.

- Цель госзаказа - сформировать коммерческий спрос, пик стимулирования отрасли придется на 2026-2027 годы, после господдержка начнет постепенно уменьшаться, - предполагает он.

По данным Росавиации, к 2030 году во всех регионах появятся 290 взлетно-посадочных площадок для дронов, из них 49 федеральных и 241 региональная. Также планируется сертифицировать 30 типов легких беспилотников. В ближайшем будущем хотят максимально сократить время ожидания разрешения на полеты - до двух часов. Уже с марта 2024 года не нужно за 3-5 дней резервировать воздух, если держится постоянная связь между пилотом БПЛА и диспетчером.

ЦИФРА:

400 миллиардов рублей превысит общий объем господдержки развития беспилотных авиасистем по нацпроекту и пяти федеральным проектам