Поделиться

Привлечет ли в промышленность молодые кадры повышение ее технологичности

Когда российская промышленность пошла в рост, перед ней сразу же остро встала проблема дефицита рабочих рук. Какими способами бизнес ее решает, рассказывает вице-президент Челябинского союза промышленников и предпринимателей (СПП), председатель комитета по профобразованию, подготовке кадров и социальной политике Семен Мительман.
Молодежь охотнее идет на производство, оснащенное современным автоматизированным оборудованием.
Молодежь охотнее идет на производство, оснащенное современным автоматизированным оборудованием. / Татьяна Андреева/РГ

Удается ли заводам закрывать кадровые бреши?

Семен Мительман: За минувший год кардинального сдвига не произошло. Между предприятиями идет борьба за рабочих, что выливается не только в программы привлечения персонала, но и в резкий рост зарплат. К примеру, на выпускающем тяжелую технику заводе в Южноуральске, учредителем которого я являюсь, средние заработки недавно были около 60 тысяч рублей, сейчас - более 70.

Повышение зарплат решает проблему нехватки рабочих?

Семен Мительман: Нет, к сожалению. Зато вырастают издержки. Многие компании в силу рыночной конъюнктуры не увеличивают отпускные цены на продукцию, а затраты при этом растут, что приводит к снижению прибыли и, соответственно, свертыванию программ развития. Есть компании, которые меньше ограниченны в ресурсах - они и превращаются в кадровых бенефициаров, "пылесосят" рынок труда, повышая планку зарплат.

Компании, которые меньше ограниченны в ресурсах, превращаются в кадровых бенефициаров, "пылесосят" рынок труда, повышая планку зарплат

Договориться с коллегами в объединении работодателей о сбалансированной зарплатной политике не выходит?

Семен Мительман: СПП может лоббировать какие-то общие интересы промышленников - повышение эффективности вложений, производительности труда, снижения барьеров для инвестирования. Но в вопросах выживания, получается, каждый за себя.

Используются ли новые подходы в работе с кадрами?

Семен Мительман: Методы постоянно меняются, как и ситуация на рынке труда. Если раньше кандидаты предлагали себя работодателям, то сейчас, наоборот, предприятия продают себя потенциальным сотрудникам. Кадровики даже начали заходить на поле маркетологов, используя холодные и горячие звонки и другие инструменты маркетинга, которых раньше в их арсенале не было.

А социальные пакеты компании расширяют?

Семен Мительман: Да, набор льгот увеличивается: разнообразные выплаты, медицинские страховки, бесплатные обеды, жилье и т. д. Так и должно быть, если это не подрывает ресурсный потенциал компаний, которым для выхода на новые рынки нужно увеличивать мощности, модернизировать оборудование, расширять товарную линейку. И, конечно, возможности у всех разные. Небольшим структурам сложно тягаться с гигантами. Например, автозавод "Урал" выстроил огромное общежитие для приезжих работников. Ряд компаний закрывает потребности за счет иностранцев. Замдиректора одного из производств летит в Северную Корею, чтобы договориться о трансфере рабочих. Большая делегация челябинских промышленников побывала недавно в КНР, и теперь китайцы будут трудиться на Южном Урале, на новом совместном предприятии. На производство в Миассе привлекли выходцев из Средней Азии, обеспечив их общежитием, открыв круглосуточную столовую. Правда, эффективность таких рабочих невысока, хотя тенденция и показательная: раньше трудовых мигрантов из стран СНГ чаще можно было встретить на стройках, в дачных кооперативах, а теперь они перемещаются на более технологичные предприятия.

Легче ли стало привлекать молодежь на производство?

Семен Мительман: Я бы не сказал. Стремительный рост логистических цепочек и маркетплейсов стал требовать огромного количества логистов и курьеров, а промышленность не может равняться по зарплатам с такими мощными структурами, какими стали онлайн-ретейлеры с их разветвленной сетью доставки. Они оттягивают огромное количество рабочих рук. Представьте молодого парня, который выбирает место трудоустройства. С одной стороны - завод, и, чтобы пойти туда, нужно получить специальность, рано просыпаться, много работать физически, получая при этом 70 тысяч. С другой - распределительный центр, куда можно попасть без профильного образования, устроиться на склад менеджером, сидеть за компьютером и зарабатывать 90 тысяч. Вот где проблема.

Что можно сделать для ее решения?

Семен Мительман: Повышать престиж рабочих специальностей. Сдвиг в сознании определяет общественное мнение, которое формирует не столько реклама, сколько сарафанное радио. Если мы постепенно делаем рабочие места комфортнее, безопаснее и интереснее, это не остается незамеченным. У себя на предприятии мы пытаемся изменить даже подачу информации о производстве, сделать ее более доверительной. С областным телеканалом организуем серию реалити-шоу, где будем показывать настоящие заводские ситуации. А вначале сняли видеоролик о предприятии - не такой, по шаблону, где улыбающийся парнишка в маске и с электродом в руке говорит, как хорошо быть сварщиком, а с жизненной историей нашего реального сотрудника, который чем только ни занимался прежде - был водителем-экспедитором, чинил телефоны, ростовых кукол, пока не обрел стабильность на производстве.

Отношение к рабочим профессиям у молодых все-таки меняется?

Семен Мительман: Не так быстро. Но если станем работать над роботизацией и автоматизацией, облегчать труд, делать среду более дружелюбной, результаты будут. По аналогии с "белой металлургией" челябинских трубопрокатчиков в нашей компании, например, придумали свой термин - "зеленое машиностроение". Решили посадить столько деревьев, сколько у нас сотрудников. И это не только экологическая программа, но и стремление создавать определенный настрой у персонала. В цехе станков с ЧПУ поставили пальмы для комфорта. Эти моменты не стоит недооценивать.

Переход реального сектора на инновационные рельсы ускоряет такие процессы?

Семен Мительман: Я об этом и говорю. Не может переход на новую технологическую ступень сочетаться с грязными туалетами в цехах - это вещи из параллельных миров. Хорошее окружение - элемент престижа. Переход к роботизации и автоматизации - тот локомотив, который тянет за собой и социокультурные перемены. Но путь неблизкий, и на нем много препятствий. Сегодня трудно, к примеру, прогнозировать длительную финансовую перспективу: что еще за это время придумает изобретательный на санкции Запад?

В отношении "Профессионалитета" позитивные ожидания оправдываются?

Семен Мительман: Это светлое пятнышко, которое позволяет ситуацию с кадрами чуть-чуть улучшить. Работодатели в результате быстрее получат подготовленных сотрудников - пусть не максимально квалифицированных, зато не через четыре года, а вдвое раньше. А дальше сами будем их доучивать. Главное, чтобы учебные заведения просто привели их к нам.

Дуальное обучение по-прежнему актуально в системе профобразования?

Семен Мительман: Федеральная программа изменила подходы. В свое время группа ЧТПЗ выстроила дуальное образование для "белых" металлургов следующим образом: студенты три дня учились, три работали. Теперь в федеральной программе это выглядит иначе: полтора года теории и производственных мастерских, а потом сплошная практика, в течение которой ребята вливаются в коллектив, закрепляются на рабочем месте. Дуальное - это когда одновременно идут два процесса, нынешнюю же систему точнее называть практикоориентированной.

"Профессионалитет" планируют пролонгировать?

Семен Мительман: Да, поскольку эффект достигается не сразу, это польза отложенного действия. Первых выпускников мы ожидаем в нынешнем году, но подвижки уже заметны: благодаря популяризации программы больше выпускников девятых классов пошло в колледжи. В регионе уже создано 13 образовательных кластеров и поданы заявки на организацию еще восьми.

Сколько таких объединений необходимо, чтобы закрыть потребности реального сектора в молодой смене?

Семен Мительман: На Южном Урале более 70 учреждений СПО. Есть кластеры, включающие сразу несколько колледжей. Чтобы охватить все необходимые направления, по моим оценкам, необходимо около 50 кластеров. Это в идеале. Перспективы возможны такие: если в течение ближайших трех-четырех лет программа подтвердит эффективность, ее правила и принципы могут распространить на все средние профессиональные учебные заведения.