Интересный пример подобной кооперации привели на сессии "Иннопрома" "Образовательные решения для промышленности". Когда металлурги начали разрабатывать новый продукт в сфере искусственного интеллекта вместе с научно-исследовательским университетом, они прочитали профессорам и аспирантам краткий курс о тонкостях литья и производства труб, а ученые погрузили промышленников в нейросети и предиктивную аналитику. Это позволило математикам и технологам заговорить на одном языке и существенно сократить сроки реализации научно-технологического проекта. Сейчас на его основе формируются новые технические решения, повышается качество и точность моделирования, рассказала Юлия Шадрина, директор по инновационному развитию Научно-технического центре (НТЦ) ТМК.
"В современном высокотехнологичном мире ускоренно развиваются новые продукты и технологии, требуется постоянное обучение, новые знания, новые компетенции. Наша отрасль переходит к созданию комплексных продуктов, для их разработки объединяются физики, математики, химики, технологи. Этому тоже надо учиться - взаимодействию в команде исследователей и разработчиков. Как правило, новые знания и технологии возникают "стыке компетенций", - подчеркнула она.
ТМК повышает компетенции своих сотрудников, а также внешних клиентов благодаря инструментам Корпоративного университета ТМК2U - ежегодно он обучает десятки тысяч человек. Собственные онлайн- и оффлайн-программы трубники дополняют цифровыми решениями. Например, заводской персонал обучают работе на высокотехнологичном оборудовании с использованием AR и MR (дополненной и смешанной реальности), что существенно сокращает время подготовки специалистов и повышает усвоение материала.
Еще один тренд нашего времени - спрос на узкопрофильные образовательные программы, поскольку компании из сугубо технологических становятся разработчиками потребительских продуктов. К примеру, "Сибуру" сегодня нужны не просто химики, знающие досконально все о полимерах, а люди, готовые генерировать комплексные решения для АПК, транспорта, медицины и других отраслей. То есть они должны понимать, как тепличная пленка влияет на созревание клубники, какие конечные свойства полиэтилена интересуют агрономов и т.п. Для этого необходимо краткосрочное допобразование, которое поможет развить узкие компетенции.
"Трансформация фундаментальных исследований в прикладные решения для бизнеса - одна из основных самых востребованных компетенций. . Переход от лабораторного опытного образца к промышленному. Создавая новый продукт или технологию в лаборатории - нужно понимать, как внедрить их на производстве, как они будут взаимодействовать с теми технологиями и продуктами, которые уже имеются в производственном цикле", - отметила Юлия Шадрина.
Для погружения в производственные процессы и технологии возможно создание выездных образовательных модулей на площадках корпоративных учебных центров: это позволит студентам получить практические знания технологии производства и погрузиться в корпоративную культуру.
Сегодня у трубного металлургического холдинга много партнеров среди высших учебных заведений.
"Мы открыты для сотрудничества. Команда корпоративного акселератора ТМК регулярно проводит работу со стартапами по приоритетным направлениям: новые производственные технологии, новые материалы, энергоэффективность, экология, и т. д. Проектов, прошедших первичную экспертизу, в том числе студенческих, в портфеле сотни, но все находятся на разных уровнях технической готовности. Не все готовы к первым промышленным внедрениям. Погружение студентов и преподавателей в производственную среду и корпоративную культуру ускорит процесс перехода от опытного лабораторного образца к промышленному", - подчеркнула Юлия Шадрина.