Корреспонденты изучили полетные возможности областных аэропортов Беларуси

Полетная программа из Бреста изначально была рассчитана на жителей Брестского и Гродненского регионов.
Полетная программа из Бреста изначально была рассчитана на жителей Брестского и Гродненского регионов. / БЕЛТА
Небо над Беларусью оживает с каждым годом. Важная новость нынешнего сезона: в пассажирских авиаперевозках наряду со столичной воздушной гаванью задействованы и региональные аэропорты. Самый перспективный полетный вектор - российский. Представители заинтересованных организаций и ведомств полагают, что спрос на межрегиональные авиаперевозки в рамках Союзного государства имеет перспективы роста.

Возможность организации пассажирских авиарейсов есть в столицах всех шести белорусских областей. Региональные аэропорты после распада Советского Союза сохранились, их инфраструктура поддерживалась в работоспособном состоянии, время от времени модернизировалась, однако о былой востребованности речи долго не шло. Пример: за последние два десятилетия было несколько попыток наладить регулярные рейсы в Москву из Гомеля, в том числе и со стороны российских перевозчиков. Максимум несколько месяцев, и полеты прекращались: нерентабельно. Прорыв произошел менее года назад: сперва из Гомеля стартовали рейсы в Москву, затем в Санкт-Петербург. Летом-2024 только в российскую столицу самолеты "Белавиа" летают пять раз в неделю, в Питер - трижды в неделю. Добавим к этому туристические чартеры в Египет и Турцию - вот вам и стабильный пассажиропоток. Инфраструктура аэропорта с учетом изменившихся реалий будет подстраиваться под рост пассажиропотока. Планами весной поделился начальник Гомельского филиала предприятия "Белаэронавигация" Владимир Череухин:

- Сейчас рассматриваем вопрос реконструкции. Начнем с зоны вылета - с увеличением чартерных и регулярных рейсов на нее будет значительная нагрузка.

С 2022 года значительно расширилась маршрутная сеть в Россию: Минск соединен воздушным сообщением с 18 российскими городами

Важно увеличить пропускную способность... В 1980-е в день совершалось около 20 самолетовылетов из Гомеля, сейчас, после долгого перерыва, идем к мечте - хотим приблизиться к такой же интенсивности.

Из аэропорта Витебска регулярных рейсов теперь нет, но есть чартерные - на популярные курорты Египта и Турции. Кроме того, город является столицей международного фестиваля искусств "Славянский базар", и местная воздушная гавань готова обслужить воздушные суда, так сказать, целевого назначения. А недавно три города Витебщины принимали делегации масштабного XI Форума регионов России и Беларуси. В аэропорту заблаговременно подготовились к наплыву гостей.

- Проведена масштабная модернизация аэровокзального комплекса, - рассказали представители предприятия "Белаэронавигация". - Обновлены фасады и кровля здания командно-диспетчерского пункта, а также кафе "Полет", благоустроена территория, разбиты цветники, создана детская площадка.

Брестский аэропорт до этого сезона не принимал регулярные рейсы с 2019 года, чартерных не было с 2021-го. Воздушная гавань тем не менее обслуживала частные и бизнес-перелеты. Регулярная программа возобновлена в апреле, когда были налажены полеты в Шереметьево. Сейчас в расписании три московских рейса в неделю. Плюс курортные чартеры.

- Перспективы московского направления очень высоки, - убежден начальник Брестского филиала предприятия "Белаэронавигация" Александр Докучиц. - В первые месяцы работы 76-местные борта летали, как правило, с загрузкой более 90 процентов. Москва - это хаб, из которого можно отправиться в другие аэропорты России и не только. Интерес есть как со стороны бизнес-сообщества и деловых кругов, так и со стороны туристов.

Профессия пилота по-прежнему одна из самых востребованных в Беларуси и России. Фото: БЕЛТА

Полетная программа из Бреста изначально была рассчитана на жителей Брестского и Гродненского регионов. Из самого Гродно, к сожалению, в этом сезоне регулярных воздушных рейсов нет. Хотя местный аэропорт, надо сказать, по-советски шикарен. Введенный в эксплуатацию в 1983-м, спустя четыре года он обслуживал рейсы по десяти направлениям - местные летали в Москву, Минск, Киев, Брест, Симферополь, Одессу, Сочи... Около десятка лет назад отсюда отправляли пассажиров в Калининград. Но в последнее время - затишье. Тема, однако, на контроле. Например, в марте Генеральный консул РФ в Гродно Феодосий Владышевский высказал уверенность в том, что открытие прямого рейса в Россию из областного центра - "вопрос самого ближайшего времени". По его мнению, при тесном взаимодействии авиакомпаний двух стран с уверенностью можно ожидать увеличения туристического потока российских граждан в Гродно. Посмотрим, что будет дальше.

Что касается еще одного белорусского региона - Могилевской области, то в аэропорт областного центра пассажирские лайнеры пока не возвратятся. Хотя еще несколько лет назад из Могилева летали чартерные рейсы. С 2023-го аэродром Могилев имеет статус филиала Национального аэропорта Минск. Тогда же головное предприятие озвучило планы по созданию здесь центра малой авиации с открытием в дальнейшем учебного центра по подготовке пилотов. Буквально на днях руководство нацаэропорта подтвердило это намерение.

20 авиарейсов совершалось ежедневно из Гомеля в 1980-е годы. Сейчас, после долгого перерыва, поставлена цель приблизиться к такой же интенсивности

Львиная доля нагрузки в сфере пассажирских авиаперевозок в Беларуси пока ложится на Национальный аэропорт Минск. Это самый центр страны, отсюда и его стратегическая роль. Как заявил на днях генеральный директор аэропорта Вячеслав Хоронеко, география полетов расширяется в восточном направлении:

- Сегодня мы особое внимание уделяем развитию авиасообщения между Республикой Беларусь и Российской Федерацией. С 2022 года значительно расширилась маршрутная сеть в Россию. Минск соединен воздушным сообщением с 18 городами РФ. В международном авиасообщении можно отметить рейсы в Нью-Дели, открытые белорусским перевозчиком. Ждем старта регулярной программы китайского Beijing Capital Airlines с курортного острова Хайнань в Минск. Пока начало выполнения рейсов намечено на осень. Flydubai и Uzbekistan Airways увеличили частоту выполнения рейсов в Дубай и Ташкент соответственно.

Главный аэропорт страны ищет новых партнеров с целью расширения маршрутной сети и увеличения доходов. Что касается полетных программ из региональных аэропортов, то тут во главе угла целесообразность организации рейсов. И разумеется, рентабельность. Среди обсуждаемых направлений - Санкт-Петербург, Минеральные Воды, Сочи, некоторые другие курорты и направления. Многое может решить белорусско-российское межрегиональное сотрудничество. Ведь рейсы в Минск возобновляются и неплохо набирают популярность. Возможно, вслед за столицей подтянутся и региональные аэропорты.

Подписывайтесь на наши новости в Вконтакте
Подписаться