В любом случае делать преждевременные выводы о том, почему разбился в Подмосковье "Суперджет", совершавший перегонный рейс после ремонта, не стоит. Черные ящики найдены. Даже если они сильно пострадали, есть шанс восстановить хранящуюся в них информацию.
Уже высказано много предположений о том, что могло случиться в полете.
- Можно понять: обывателю надо знать, что случилось, и лучше узнать это прямо сейчас, а не через год, когда в соответствии с рекомендациями Международной организации гражданской авиации (ИКАО) следует опубликовать материалы расследования, - говорит генеральный директор Международного консультативно-аналитического агентства "Безопасность полетов" Сергей Мельниченко. - И главное - чтобы сегодня же было записано на камеру и объяснено понятным (обывателю - прим. "РГ") языком.
- Разочарую, - замечает эксперт. - Почти полностью уверен в том, что причины падения "Суперджета", как и любого "Боинга" или "Аэробуса", всем авиационным профессионалам, тем более расследователям, давно известны. В соответствии с мировой практикой для выяснения вероятных причин каждого происшествия (и, кстати, любого инцидента) следует рассматривать все события и факторы, вызвавшие его. Как вы понимаете, определение точных причин любого события может быть исключительно сложной задачей, требующей как минимум здравого смысла и точной интерпретации фактов.
Для каждого события обычно существует не один, а несколько факторов: одни из них признаются причинными, или основными, другие - сопутствующими, или способствующими.
Причинные факторы можно разделить на следующие категории:
Наиболее часто встречающаяся причина (75-80% происшествий и инцидентов). Человеческие факторы включают в себя ошибки, вызванные добровольными действиями или бездействием.
Причинные факторы, связанные с самолетами, двигателями и системами, включая недостатки в конструкции, производстве, обслуживании или эксплуатации самолета или его систем.
Причинные факторы, связанные с техническим обслуживанием, включают ненадлежащее техническое обслуживание и неадекватные процедуры и планы технического обслуживания.
Причинные факторы, связанные с окружающей средой, включают опасную погоду, вулканический пепел, беспилотники, песок, пыль и птиц.
Причинные факторы, связанные с управлением воздушным движением, включают в себя недостатки метеорологической информации, правил и системы управления воздушным движением (навигационные средства, директивы управления воздушным движением, а также оборудование аэропорта, взлетно-посадочные полосы и рулежные дорожки).
- Для понимания всех причин необходимо тщательно изучить комбинации факторов и их причинно-следственные связи. Основная цель расследований - избежать возможного повторения аналогичных трагических и опасных ситуаций в будущем. Именно этим сейчас и займутся Межгосударственный авиационный комитет, Росавиация, Ространснадзор, Следственный комитет, Прокуратура и так далее, - подчеркивает Сергей Мельниченко.