Родился Сергей Маев 13 июля 1944 года в Граховском районе Удмуртии, как он сам вспоминает, в дружной и работящей семье Александра Сергеевича и Натальи Ивановны Маевых. Его родители занимались лесозаготовкой. Тогда это было почти стратегическая отрасль - качественной древесины стране требовалось, наверное, больше, чем чугуна и стали.
Поработал лесозаготовителем и старшеклассник Сережа Маев во время своих летних каникул. По его словам, более тяжелого физического труда он в жизни больше не встречал.
Как-то в школе ему на глаза попался плакат, изображавший танкиста в черном комбинезоне и ребристом шлемофоне. Словно молнией пронзило. Стану только танкистом - решил подросток. И судьба будто услышала - и все в его жизни начало складываться так, что от брони, ревущих моторов и перепачканных грязью гусеничных траков ему уже было не уйти.
В 1961 году сразу после окончания средней школы поступил в Омское танко-техническое училище. В 1964 году двадцатилетнего техника-лейтенанта Сергея Маева направляют проходить службу зампотехом танковой роты в ГСВГ - Группу Советских Войск в Германии. Служил на севере ГДР в городе Шверин.
В 1967 году в звании старшего лейтенанта сдал экзамены и был зачислен слушателем Военной академии бронетанковых войск им. Маршала Советского Союза Р.Я Малиновского. Случай, надо сказать, неординарный - поступать в военные академии обычно направляли офицеров, имевших гораздо более высокие звания. Наверное, судьба.
Академию окончил с отличием в 1972 году, был назначен заместителем командира батальона Гвардейского танкового полка по технической части 4-й Гвардейской танковой Кантемировской дивизии, расквартированной в г. Наро-Фоминск Московской области.
Бытовала такая поговорка: если в Кантемировскую дивизию попал - гордись, а если не попал - радуйся. Служить в дивизии, которую иногда называли "придворной", было действительно тяжело. Она никогда не была "при дворе", но свой гвардейский статус должна была подтверждать ежедневно.
Годы службы в Кантемировке Сергей Александрович вспоминает, как одни из лучших в своей жизни. А память о нем в истории этого прославленного соединения хранится до сих пор. И на всех торжественных мероприятиях в дивизии - он желанный гость.
В 1982 году решением Военного совета Московского военного округа подполковник-инженер Маев Сергей Александрович зачислен слушателем Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Советского Союза им. К.Е. Ворошилова. И это стало переломным моментом в его военной биографии. Он вошел в элиту Вооруженных Сил. Причем, в воюющую элиту - уже шла война "за речкой", в Афганистане.
Академию Генштаба С.А. Маев окончил в 1984 году, а с 1985 по 1987 служил в Ограниченном контингенте Советских войск в Афганистане заместителем командующего 40-й армией по вооружению. Лично принимал непосредственное участие в шести боевых операциях. За проявленные мужество и героизм награжден двумя Орденами Красной Звезды.
Афганистан заставил его, как самому казалось, все знавшего о бронетехнике, во многом по-новому посмотреть на роль и реальные возможности танков и бронетранспортеров в условиях реального боя. Именно в Афганистане Сергей Александрович пришел к убеждению о необходимости создания боевой машины поддержки танков. Мало кто его понял и поддержал. Однако Маев был уверен в своей правоте и бился за БМПТ еще очень долго. Сегодня машину, получившую имя "Терминатор", имеет только Российская армия. Хотя, надо признать, роль ее в современной войне до конца еще не осознана. А ведь боевое могущество и возможности БМПТ в зоне СВО подтверждены многократно.
После Афганистана служба Сергея Александровича проходила в Закавказском военном округе. На этот период пришлось страшное землетрясение в Спитаке, унесшие более 25 тысяч человеческих жизней. Уже через семь часов после землетрясения Маев находился в эпицентре стихийного бедствия. В Москву он убыл 31 января1989 года. В СССР наступало переломное время.
Уникальность службы Сергея Александровича заключается в том, что он прошел все ступени армейской службы по своему направлению, от заместителя командира танковой роты по технической части до заместителя Главкома Сухопутных войск Советской армии и начальника эксплуатации вооружения и военной техники Министерства обороны Российской Федерации.
С 1989 по 1996 год С.А. Маев - заместитель Главкома Сухопутными войсками по вооружению. В 1992 году ему присвоено звание генерал-полковник.
Это был наиболее тяжелый период в истории нашей страны. Рушился Союз. Единые еще вчера Вооруженные Силы растаскивались по национальным республикам. Все это осложнялось необходимостью вывода огромного количества военной техники с территории Германии, Чехословакии, Венгрии, Польши, Монголии на территорию нашей страны. Сотни тысяч единиц вооружения и военной техники необходимо было распределить, отремонтировать, обслужить и поставить на хранение на различные базы вооружения и военной техники, созданные на территории нашей страны. И всем этим занимался в силу своих служебных обязанностей Сергей Александрович Маев.
Кровавые события в Чечне и наведение конституционного порядка на Северном Кавказе тоже не прошли мимо этого человека.
С 1996 по 2004 год генерал-полковник С.А. Маев возглавлял Главное автобронетанковое управления и одновременно был начальником эксплуатации вооружения и военной техники Министерства обороны РФ.
Стоит уточнить, что на начальника ГАБТУ возлагается ответственность за состояние вооружения и военной техники. В том числе за разработку новых образцов автобронетанковой техники, ее производство на предприятиях оборонно-промышленного комплекса и обеспечение новой техникой всех видов и родов войск нашей страны. Но это когда в стране все нормально. А что было у нас? Лихие девяностые. Вопрос о новой технике не стоял. Вопрос был: а нужна ли нам мощная армия вообще и бронетехника, в частности. Многие власть имущие, в том числе, определявшие военную политику, тогда утверждали, что времена крупных военных конфликтов прошли. Вооруженные силы должны быть компактными, почти декоративными. А бронетехника - вообще свой век отжила, стальные динозавры нам не нужны.
С позиции сегодняшнего дня кажется невероятным, каким образом начальнику ГАБТУ удалось не только сохранить танковую мощь России, но и уберечь многие направления по усилению этой мощи. В усеченном виде, но продолжились опытно-конструкторские работы по созданию новых образцов, по глубокой модернизации имевшейся бронетехники. И та бронированная техника, которая лучше всего сегодня проявляет себя в СВО, существует в Российской армии в немалой степени благодаря Сергею Александровичу Маеву. Благодаря тому, что именно он возглавлял ГАБТУ в самое непростое для этого Управления время.
В 2007 году Указом Президента Российской Федерации Сергею Александровичу присвоен высший классный чин - "Действительный государственный советник 1-го класса". Уволившись из Вооруженных сил по возрасту, С.А. Маев вполне успешно трудился на ответственных государственных должностях. Но в душе все равно оставался танкистом.
Сергей Александрович посещал почти все международные выставки, где демонстрировалась бронетехника. И его суждения по качеству танков, которые сегодня производят многие страны, всегда отличались глубоким знанием предмета. Поэтому к его мнению прислушивались и наши конструкторы, и зарубежные, если у них такая возможность представлялась. Я сам был свидетелем интересного разговора Маева и немецкого офицера-танкиста, имевшего большой стаж службы. Немец в итоге признал, что даже "Леопард" новейшей модели вряд ли выиграет дуэльный бой с модернизированными Т-90 или Т-80. СВО это подтвердило.
Сергей Александрович внимательно следит за тем, как показывает себя российская бронетехника в ходе спецоперации. Анализирует полученную информацию. И пытается донести ее до воюющих танкистов и их командиров.
В прошлом году на День танкистов в сентябре он был в 38-м НИИИ БТВТ в Кубинке. Там впервые открыто показали ставший уже знаменитым танк Т-80БВ "Алеша". После осмотра танка Маев переговорил с танкистами-испытателями. Разговор шел на профессиональном языке. К слову, на полигоне в Кубинке сейчас полным ходом идут испытания привезенной из зоны СВО бронетехники НАТО.
Хочется еще раз повторить, то что 38-й НИИИ БТВТ - знаменитый "Полигон" - сохранился и продолжает свою научно-исследовательскую и испытательную деятельность - заслуга в первую очередь Сергея Александровича Маева.
Сегодня генерал-полковник в отставке С.А. Маев работает в Центральном научно-исследовательском автомобильном и автомоторном институте "НАМИ" в должности исполнительного директора по спецпроектам.
Кстати, Сергей Александрович лично руководил коллективом по созданию уникального парадного кабриолета "Аурус Сенат" из линейки "Единой модульной платформы" для Вооруженных сил Российской Федерации. Сегодня именно на нем принимают парады Победы.
В настоящее время С.А. Маев является куратором семи опытно-конструкторских работ в рамках государственного оборонного заказа для нужд силовых ведомств. Связь с защитниками Отечества он не потерял.
"Российская газета" сердечно поздравляет Сергея Александровича с юбилеем. Желаем крепкого здоровья и успехов в дальнейшей плодотворной работе на благо Родины.