В последние годы, столкнувшись с новыми условиями существования, фестиваль не умер, не отказался от своей сущности, а нашел энергию быстро переформатироваться. Его афиша впечатляет не размахом, а отбором. В ней - и премьеры, и новинки сезона, и лучшее, что сделано в жанре российскими авторами в последние годы, прошедшее проверку многими другими фестивалями, а международные события предстают на киноэкране. Поэтому проходных вечеров здесь нет - любой из спектаклей в афишу попал не случайно.
Фестиваль этого года открылся премьерой. Причем созданной здесь же, в Музыкальном театре Карелии, но по заказу именитого Международного фестиваля современного танца DanceInversion. Это часть проекта "Снегурочка: миф и реальность", который объединил четыре российские компании - в Красноярске, Уфе, Петрозаводске и Калуге и осенью планируется к показу в Москве. Карельскую часть проекта, посвященного новому прочтению "Снегурочки" Островского, осуществляла Виктория Арчая, одна из самых активных сегодня фигур отечественного танца, в резюме которой есть и руководство танцевальной труппой воронежского Камерного театра, и участие в постановке "Снегурочки" в Большом театре. В Петрозаводск она привезла собственную команду, от композитора Василия Пешкова, который написал партитуру спектакля, до художника по свету Татьяны Мишиной. Вместе они создали "Вертикаль" - спектакль трогательный и жесткий одновременно, позволяющий разглядеть миф в современной житейской реальности, и придумали для него яркий зримый художественный образ (художник-постановщик - Анастасия Рязанова, художник по костюмам - Анна Смирнова).
Образное решение отличает и "Дюймовочку" Челябинского театра современного танца. Спектаклю Ольги Пона и Татьяны Крицкой уже четыре года, он номинировался на премию "Золотая маска" в четырех номинациях. Но он продолжает меняться и расти вместе с исполнительницей - Татьяной Крицкой, всегда чуть по-разному показывающей историю сегодняшней Дюймовочки, в одиночку преодолевающей современную реальность. При этом в спектакле сохраняется набор узнаваемых культурных знаков, объединяющих в зале и тех, для кого что-то значат "Три тополя на Плющихе", и тех, кто видит икону в образе Мэрилин Монро.
Естественной антитезой "Дюймовочке" выглядит еще одна "симфония для одного человека" - "Иррациональный", это тоже спектакль Челябинского театра. Его представляет хореограф и исполнитель Дмитрий Чегодарь, исследующий реальность с мужской точки зрения - и, в отличие от коллеги, стремящийся остаться закрытой и неразгадываемой головоломкой.
В камерном формате прошел спектакль москвичей Ольи Тимошенко и Алексея Нарутто "Рыбы выбирают лед". За несколько лет существования дуэт постановщиков-исполнителей отточил до строгих формул свою красивейшую пластическую поэму о преодолении, о поиске воздуха и невероятном стремлении к взлету в безвоздушном пространстве.
О том же в историческом контексте оказался поставленный еще одним московским дуэтом - Анной Дельцовой и Александром Троновым - спектакль "Наедине с собой", основанный на поэзии Бродского.
Но появился в Петрозаводске и спектакль, вызвавший всеобщие споры. Хореограф и танцовщица Ольга Цветкова с композитором и перкуссионистом Петром Главатских привезли недавнюю премьеру "Реквием. Соло". Спектакль посвящен памяти матери Ольги, рано ушедшей из жизни. Своей искренностью, откровенностью, смелостью говорить о собственных эмоциях, об отчаянии и скорби, о непринятии реальности, боли, поисках сил для продолжения жизни он пробирает до дрожи. Причем не позволяет себе бесформенных конвульсий - это точный, тонкий, выверенный во всех деталях (художник по костюмам - Дарья Малинина, художник по свету - Сергей Васильев) разговор о вечном, при этом попавший в нерв сегодняшнего дня и переворачивающий душу. Спектакль из категории тех, за которым стоит ехать специально - хоть в Петрозаводск, хоть на край света.