Сотрудники музея находят и разрабатывают на своих сравнительно небольших выставочных площадях те сюжеты, которые, казалось бы, лежали на поверхности, однако же почему-то до сих пор не были осмыслены и представлены для широкой публики. Совсем недавно здесь "водили" посетителей тропами Анны Ахматовой, затем открыли москвичам мир "небес", то есть потолочных икон Русского Севера, и вот теперь музей-заповедник "Коломенское" и Музей русского и европейского изобразительного искусства представляют выставку "Два учителя: Сергий Радонежский и Стефан Пермский". Если учесть, что первый герой - "игумен земли русской", ее собиратель, а второй выдающийся миссионер, определивший движение русской цивилизации на восток, то вопрос об актуальности выставки ее устроителям можно не задавать.
Недавнее возвращение рублевской "Троицы" в основанную Сергеем Радонежским лавру - из тех событий, которые спровоцировали дополнительный интерес к личности преподобного, и этот интерес на экспозиции в "Коломенском" вполне можно удовлетворить.
Выставка объединила около 60 памятников XVII-XX вв., которые иллюстрируют историю жизни святых Сергия Радонежского и Стефана Пермского, представляют различные традиции почитания, бытовавшие в разные эпохи и в разных регионах. Большинство произведений экспонируются впервые. Например, икона "Явление Богоматери преподобному Сергию", принадлежавшая императору Петру III, и образ, повторяющий изображение с верхней части раки с мощами преподобного Сергия Радонежского.
Выставка во Дворце царя Алексея Михайловича открывается в преддверии 18 июля - дня обретения мощей преподобного Сергия Радонежского.
Но остановимся подробнее на другом подвижнике - Стефане Пермском. В 14 веке он отправился из Москвы в далекие зырянские земли (современная Республика Коми) и начал свой путь миссионера.
Стефан Пермский составил пермскую азбуку - анбур. Немногие сохранившиеся образцы древних текстов показывают, что святой Стефан взял за основу не только славянские и греческие буквы, но и охотничью систему знаков - зарубок на дереве, которыми пользовались местные жители. Он мог бы обучать язычников готовой русской грамоте, но пошел по более сложному пути. Его проповедь была на родном для зырян языке. Стефан перевел богослужебные книги и тексты Священного Писания на пермский язык.
"Учениками святого Стефана считали себя целые народы, которые прежде не знали христианства. В целом, деятельность русского монашества в конце XIV - начале XV века была важным фактором развития русских княжеств, способствовала культурному возрождению Руси после монголо-татарского ига", - рассказала куратор проекта, искусствовед Жанна Белик.
Интересно, что в истории Церкви не сохранилось доподлинных свидетельств того, что герои выставки встречались в реальности. Однако в древнерусской литературе есть сюжет об их духовной встрече. Это произошло зимою 1390 г. Во время монастырской трапезы преподобный Сергий Радонежский вдруг встал из-за стола и, сотворив молитву на глазах у изумленной братии, низко поклонился и произнес: "Радуйся и ты, пастуше стада Христова, и мир Божий да пребывает с тобою". Затем он снова уселся за стол, продолжая обед. Когда после трапезы братия приступила к нему, прося объяснить, что означает его странное приветствие, Сергий ответил: "Это Стефан-епископ, спешащий в Москву, остановился на своем пути и поклонился Святой Троице, и нас грешных благословил…" Действительно, в тот час святитель Стефан, епископ Пермский, подъезжая к Москве, вдруг вспомнил, что в стороне от его дороги остается Троице-Сергиев монастырь… Он приказал остановиться и, сойдя с повозки, сотворил молитву, а потом поклонился в сторону обители.
Выставка "Два учителя: Сергий Радонежский и Стефан Пермский" организована при поддержке Фонда социально-культурных инициатив и Фонда Храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Ковашах.