За последние годы тревожных сигналов было много, очень много. Эксперты всех мастей предупреждали, что из-за внутреннего раскола в США растут риски политического насилия. Достаточно посмотреть вышедший в этом году на экраны фильм "Гражданская война". Но деятели и от Демократической, и от Республиканской партий только на словах выражали тревогу и призывали снизить пожароопасный накал страстей. На деле же и те и другие только углубляли и эксплуатировали этот раскол. Каждая новая предвыборная кампания последних лет в США проходила под знаком все более грязных и жестких методов борьбы за власть.
Байден на инаугурации три с половиной года назад года обещал объединить Америку. Но его правление началось с масштабной охоты правосудия на сторонников Трампа, которые, сомневаясь в итогах выборов, 6 января 2021 года устроили беспорядки и прорвались в Капитолий. Их, а заодно и остальных сторонников Трампа, изображали потенциальными террористами и экстремистами. Мейнстрим-пресса в США, которая по большей части симпатизирует демократам, регулярно пугала читателей угрозой насилия со стороны "крайне правых". А вот термина "крайне левый" в медиа-сфере не существует, хотя не правые ультрас, а именно леволиберальные погромщики стояли за самыми массовыми вспышками насилия последних лет, включая беспорядки на расовой почве в 2020 году. Однако политики-демократы и мейнстрим-СМИ, заигрывая с левым электоратом, последовательно закрывали глаза на такое проявление насилия, позиционируя его как борьбу обездоленных за справедливость. Таким борцом, возможно, ощущал себя и стрелявший...
Из самого Трампа еще со времен его предвыборной кампании в 2016 году лепили воплощение зла. Сенатор-республиканец Джей Ди Вэнс, которого пророчат в вице-президенты к Трампу, указал, что это "не изолированный инцидент", напомнив: "Центральным посылом предвыборного штаба Байдена было то, что Трамп - авторитарный фашист, которого надо остановить любой ценой. Эта риторика напрямую привела к покушению". Журналист Такер Карлсон полтора месяца назад выражал мнение, что Трамп вновь станет президентом, если его не убьют до этого.
Бросается в глаза и то, что Трампа пытались убить всего через несколько недель после покушения на словацкого премьера Роберта Фицо. И Трамп, и Фицо выделяются тем, что это одни из очень немногих западных политиков, кто вслух призывает урегулировать украинский кризис путем мирных переговоров. За это они подвергаются нещадной критике Байдена и других "ястребов". На днях Трамп встретился с премьером Венгрии Виктором Орбаном, который приехал обсудить с ним свою мирную инициативу по Украине, после чего экс-президент США заявил: "Нужен мир и как можно скорее!" А вот, например, как преподнес их встречу либеральный ресурс axios.com: "Авторитарные союзники Трампа планируют встречу". "Если вы попытаетесь остановить третью мировую войну, они убьют вас", - прокомментировал все это политический обозреватель Джексон Хинкл.
Как бы сейчас ни оправдывался Байден и как бы ни осуждал покушение, именно в период его президентства травля политического оппонента достигла такого накала, что Америка снова докатилась до попытки убийства.
Если же обращаться к прошлому, то заголовок газеты The New York Times "Атака на Дональда Трампа - это противоположность Америки" вызывает разве что недоумение, поскольку история страны насквозь пронизана традицией политических убийств. За два с лишним столетия с момента создания Соединенных Штатов были убиты четыре их президента, а счет покушениям на первых лиц идет на десятки. Чего стоит один только период с 1963 года, когда был убит президент-демократ Джон Кеннеди, по 1981 год, когда стреляли в президента-республиканца Рональда Рейгана. За те годы произошло несколько громких политических покушений, включая убийство Мартина Лютера Кинга и две попытки застрелить президента Джеральда Форда.
Эксперт газеты Politico задается вопросом, отрезвит ли инцидент заигравшихся деятелей? Или покушение на Трампа откроет еще один такой период?
Для нынешней предвыборной кампании в США последствия покушения на Трампа "будут огромными", пишет эксперт газеты The New York Times, который считает, что это повышает шансы республиканца. Его фото с окровавленным лицом и поднятым вверх кулаком на фоне американского флага СМИ уже назвали историческим - такие снимки включают в сборники главных фотографий столетия. Фото станет и символом политической карьеры республиканца-миллиардера. Роль из тех, которые Трамп любит играть - борца с бюрократическим вашингтонским болотом, которое развернуло против него "охоту на ведьм". Трамп, крикнувший толпе: "Боритесь!", получил мощнейший козырь.
И дело даже не в возможных приговорах по ведущимся против него разбирательствам, на которые инцидент как раз едва ли повлияет. Дело в общественном восприятии. Демократы хотели убедить его сторонников в том, что их лидер - уголовный преступник, которому не место в Белом доме. Теперь же трамписты только укрепились в мнении, что все уголовные дела против него - это именно политическая охота.
Впрочем, когда в ход идут такие методы, считать Трампа победителем было бы преждевременно. Его сейчас сравнивают, например, с Теодором Рузвельтом, который, пытаясь повторно избраться в Белый дом в 1912 году, был ранен при покушении на него. Пуля, прошив лежавшие в его кармане металлический чехол для очков и копию его речи, попала политику в грудь, но Рузвельт, убедившись, что легкие не задеты, даже не ушел со сцены и продолжил речь. Тем не менее на выборах он тогда все же проиграл.