Эксперт Скрябин оценил перспективы акций газовых компаний из РФ

К перспективам роста акций российских газовых компаний пока приходится относится осторожно, сказал портфельный управляющий УК "Альфа-Капитал" Дмитрий Скрябин в беседе с корреспондентом "РГ".

По его мнению, в случае с "Новатэком", пока трудно оценить негатив влияния санкций на новые проекты компании - Арктик СПГ-2, Мурманский, Обский СПГ. Их успешная реализация, собственно, и определяет потенциал роста стоимости компании. Пока, судя по посылу OFAC (Управление по контролю за иностранными активами (OFAC) - подразделение Министерства финансов США, отвечающее за планирование и применение экономических санкций), США будут агрессивно бороться, в частности, за большой и удобный с точки зрения логистики европейский рынок газа, пытаясь выдавить российский газ всеми возможными способами.

Под американские санкции в 2023-2024 году попали все арктические проекты "Новатэк" по производству и перевалке сжиженного природного газа (СПГ), за исключением уже действующего завода "Ямал СПГ". Россия по итогам 2023 года заняла четвертое место по экспорту СПГ в мире, отправив за границу 31,4 млн тонн сжиженного газа. Но отрыв от лидеров велик, выше нас в таблице Катар, экспортировавший 78,2 млн тонн, Австралия (79,6 млн тонн) и США (84,5 млн тонн). Причем если экспорт СПГ из Катара и Австралии почти не изменился с 2022 года (страны лишь поменялись местами в рейтинге), то США увеличили отгрузки на 9 млн тонн, переместившись с третьего на первое место. В России в прошлом году была сдана первая линия производства (6,6 млн тонн СПГ в год) нового завода "Арктик СПГ-2". Но отгрузки до сих пор не начаты, нет газовозов арктического класса, способных доставить товар покупателям.

Что касается "Газпрома", то по мнению Скрябина, его проблема - в потере высокомаржинального европейского рынка газа, который трудно будет заменить новыми проектами (Сила Сибири-2, Дальневосточный маршрут, Турецкий хаб). В перспективе нескольких лет как минимум, эти проекты потребует значительных инвестиций в инфраструктуру. "Мы ожидаем увидеть отрицательный свободный денежный поток у компании по текущему и следующему годам, что может создать риск для выплаты дивидендов", - говорит Скрябин. Также есть риск отказа от пролонгации транзита газа в Европу через Украину (действующий договор истекает в конце 2024 года), и в целом, отказа ЕС от российского трубопроводного газа полностью. С другой стороны, было несколько позитивных новостей в последние недели, в частности данные об увеличении поставок в ЕС (включая Молдавию на 27% в первом полугодии 2024 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года), а также произошла индексация тарифов на газ с 1 июля на 11%, что для компании сигнал позитивный, отмечает эксперт.

Здесь стоит добавить, что из перечисленных проектов, лишь в отношении дальневосточного маршрута (мощностью 10 млрд кубометров газа в год) есть определенность, что он будет запущен в 2027 году. В отношении "Силы Сибири-2" до сих пор нет заключенных с Китаем контрактов. А в отношении Турецкого хаба продолжаются переговоры сторон.