Инициативу готовит член совета при президенте России по развитию гражданского общества и правам человека, генеральный директор АНО "Белый интернет" Элина Сидоренко. Она сообщила "РГ", что сейчас заканчивается разработка проекта, в ближайшие месяцы планируется провести его обсуждение на площадках Совета Федерации и правительства. Но, как подчеркнула Элина Сидоренко, для создания такого фонда нужны прежде всего законодательные изменения.
Интересно, остался ли в стране хоть один человек, который не имел счастья разговаривать с телефонными мошенниками? Если у вас есть телефон и до вас еще не дозвонились лихоимцы, берегите себя. Есть большая вероятность, что обманщики до вас достучатся. В ближайшее время. Таковые современные реалии.
Эксперты Совета при президенте и АНО "Белый интернет" готовят предложения, призванные прежде всего защитить граждан.
"В нашу программу входит ужесточение наказаний для организованной киберпреступности, тем более большая часть провокаций и мошенничеств происходит из-за границы, - говорит Элина Сидоренка. - Правоохранительная и судебная системы должны с предельной жесткостью относиться к киберпреступникам, но тщательно вникать в ситуации и проявлять лояльность, когда граждане оказались вовлечены в преступления путем провокаций, мошенничеств, угроз и обмана через мессенджеры, соцсети и смартфоны".
Зачастую у граждан нет возможности обратиться в суд или добиться решения в ситуациях, где следствие не может определить подозреваемых. В связи с этим гражданин не может надеяться на компенсацию своих потерь даже в будущем. Вероятно, технические возможности через несколько лет позволят определять, откуда и как было совершенно цифровое преступление. Однако многие пострадавшие не смогут получить компенсацию из-за отсутствия решения суда, говорят эксперты.
"При этом, ущерб от цифровых преступлений составляет более трети от общего ущерба всех совершенных преступлений" - рассказывает Элина Сидоренко.
По ее словам, предыдущий максимум, установленный в 2022-м, обновился на 1,6 миллиарда.
"Вместе с тем объем возмещенных банками средств составляет лишь 8,7% от общего объема украденных средств, - говорит Элина Сидоренко. - Возмещение вреда в рамках гражданского иска, заявленного по уголовным делам, малоэффективно ввиду того, что преступники чаще всего находятся за рубежом, преимущественно на Украине, и взыскать ущерб с лица, причинившего ущерб, практически невозможно".
Одним из инструментом поддержки пострадавших мог бы стать специальный государственный фонд, который бы компенсировал потери от мошенников, как минимум, для самых незащищенных слоев населения - пенсионеров, подростков, многодетных и семей участников СВО.
По замыслу авторов проекта, фонд мог бы решить целый ряд задач. Первое и главное, конечно, это выплата компенсаций за причиненный ущерб. Причем такие компенсации, как планируется, могли бы выплачиваться на досудебной стадии. Механизм такой: правоохранители фиксируют факт преступления, возбуждают уголовное дело. Потерпевшие тут же получают деньги. А правоохранители будут искать преступников. После того как мошенников найдут, их заставят отдать долги фонду.
Возможно, продолжают эксперты, когда доказан факт нанесения ущерба гражданину из перечисленных социальных категорий со стороны мошенников из иностранных государств, имело бы смысл компенсировать ущерб из средств, полученных от реализации активов представителей недружественных стран. Вряд ли надо напоминать, с каким упоением недружественные нам страны сегодня обсуждают, как конфисковать российские активы за рубежом. Поэтому и нам стоит задуматься, подчеркивают эксперты, как использовать средства, полученные в результате конфискации либо имущества, либо прибыли от деятельности иностранных компаний и физических лиц недружественных стран, которые поддерживают антироссийскую политику.
Направить эти средства на борьбу с зарубежными телефонными мошенниками, хорошая идея, считают эксперты.
Кроме того, фонд мог бы на конкурсной основе обеспечивать финансирование региональных правозащитных программ и программ популяризации программ цифровой гигиены, поддерживать программы реабилитации жертв отдельных компьютерных преступлений - терроризма и экстремизма.
Кстати, идея создания фонда обсуждалась на прошедшем Петербургском международном юридическом форуме и нашла поддержку правового сообщества.
С 25 июля вступает в силу закон, обязывающий банкиров компенсировать гражданам убытки, если деньги были украдены мошенниками. Однако, как подчеркнули в свое время в Банке России, новые правила касаются лишь хищения средств без участия клиента, то есть ситуаций, когда он не давал мошенникам доступа к своим деньгам: не сообщал данные карты, коды из смс, логин или пароль. Если человек не знал о переводе или не давал на него согласия, а его средства все же перевели злоумышленнику, банки должны будут компенсировать сумму транзакции. Под механизм компенсаций не подпадут ситуации, при которых человек добровольно переводит деньги мошенникам, подчеркнули представители Банка России. Таким образом, если деньги у человека выманили телефонные мошенники, он, к сожалению, рассчитывать на компенсацию от банка не сможет.
"Мы не делаем прогнозов по росту доли возмещений. Наша задача - не увеличить компенсации, а мотивировать банки перестроить свою работу таким образом, чтобы успешных хищений практически не было", рассказал в свое время в интервью журналистам заместитель председателя Центрального банка Герман Зубарев.