- Разработку этой системы мы с тремя единомышленниками начали еще примерно в 2011-2012 году. Патент зарегистрирован в 2013 году. Кстати, элементы нашей системы частично применяются на некоторых объектах. А действует она по такому принципу. Радиоконтроль позволяет запеленговать любое беспилотное средство. Ведь у каждого дрона есть свой "голос" - своя частота. После идентификаций "свой-чужой" сигнал управления беспилотником можно подавить направленной помехой. Также есть возможность определить местонахождение дрона и направить туда личный состав, который его уничтожит, - рассказал корреспонденту "РГ" Ян Гагин.
Кстати, в то время дроны были представлены в основном ассортиментом "Детского мира". И свои презентации в кабинетах и на природе разработчики проводили с помощью игрушечных радиоуправляемых танчиков, самолетиков и вертолетиков с небольшим радиусом действия. Но этого было достаточно, чтобы продемонстрировать сам принцип действия защитной системы.
- Мы уже тогда ввели классификацию дронов на разведчиков, диверсантов и комбинированные системы. И предполагали, что появятся дронобойки, хотя такого названия еще не было. Речь шла о некоем носимом техническом средстве для генерации помех на частотах беспилотника. Все это реализовалось. Сейчас идет война дронов, в которой противостоят конструкторы и операторы с двух сторон: кто лучше соберет беспилотник, кто лучше сможет им управлять, кто использует более эффективную тактику. Все-таки дроны превратились в очень значимый фактор и стали точным поражающим средством. При этом изделие стоимостью в 50 тысяч рублей уничтожает танк за 50 миллионов, - рассуждает Ян Гагин.
По его мнению, в дальнейшем использование дронов на поле боя будет расширяться, а сами они станут эффективнее и умнее. Возможно, глушить их будет сложнее из-за перехода с постоянной связи на пакеты сообщений. Не исключено, что со временем беспилотники окажутся и вовсе автономными системами. В таком случае бесполезным станет воздействие на канал связи, и остановить дрон можно будет, только физически его уничтожив. Серьезные опасения вызывает развитие искусственного интеллекта (ИИ).
- То, что мы видели в фильме "Терминатор", на самом деле не такое уж отдаленное будущее, если учитывать темпы развития искусственного интеллекта и беспилотных систем, - считает советник главы ДНР. - А если боевые дроны начнут самообучаться? Та же Алиса, например, может подбирать под вкус пользователя музыку, фильмы, фотографии, контакты. А боевая система сможет сама выбирать мишень. Да, возможно, поначалу она будет поддерживать связь с оператором. Сообщит, например, о том, что в определенном квадрате обнаружена цель, похожая на танк или БМП, и запросит разрешение на ее уничтожение. Но не исключен сбой, и дрон с ИИ самостоятельно поразит цель. А в дальнейшем дроны на поле боя скорее всего и вовсе переведут в автономный режим. Причем в эту "игру" будут играть обе противоборствующие стороны. Боевые действия тогда изменятся полностью. И, поверьте, это окажется пострашнее ядерной войны, хотя бы потому, что ядерное оружие человечество опасается использовать, а дроны применяются вовсю.
Впрочем, с развитием "умных" дронов будет развиваться и защита от них. А сейчас, пока ИИ в боевых беспилотниках не установлен, вполне можно противодействовать их атакам. При этом эффективно действуют не только средства РЭБ, но и обычные дробовики.
- Дрон - мишень маленькая и быстрая. Попасть в него из стрелкового оружия довольно сложно. А вот дробовики работают хорошо. Их применение можно сравнить с охотой на уток. Порой достаточно одной-двумя дробинами повредить лопасть - и беспилотник падает. Поэтому я считаю, что в каждом подразделении должно быть такое "ручное ПВО" для защиты техники, блиндажа, батареи и личного состава. А в идеале в арсенале нужно иметь полный комплект: средство предупреждения о приближении БПЛА - специальный сканирующий приемник, средство выставления помех, те же дронобойки, к примеру, и средство огневого контакта - дробовик, - уверен Ян Гагин.