16.07.2024 18:14
Поделиться

Эксперт Зверев: Как и кто должен преподавать "Основы безопасности и защиты Родины"

Эксперт Зверев объяснил, как нужно учить "Основам безопасности и защиты Родины"
С нового учебного года в школах на смену предмету "Основы безопасности жизнедеятельности" придет предмет "Основы безопасности и защиты Родины". В соответствии с новым наименованием изменится и название должности преподавателя этой дисциплины. По-другому будет называться и Всероссийская олимпиада по предмету.
Александр Кряжев/РИА Новости

О том, кто может преподавать "Основы безопасности и защиты Родины", как и чему теперь будут учить, "Российской газете" рассказал доцент Московского городского педагогического университета, руководитель программы "Безопасная школа" Олег Зверев.

Олег Михайлович, кто должен преподавать новый предмет?

Олег Зверев: Уверен, что это должны быть специалисты, которые будут заниматься только этим. Никаких "по совместительству". Нужно готовить конкретно к преподаванию этого предмета. Я каждый год делаю опрос среди первокурсников. Стабильно лишь 7-8 процентов отвечает, что предмет, который до недавних пор назывался "ОБЖ", вел в школе именно преподаватель ОБЖ. В основном это учителя по другим дисциплинам, какие-то приходящие специалисты, которые закрывали глаза на то, чем дети занимались на этих важных уроках. Если у человека уже есть первое образование и опыт работы, допустим, в МЧС или правоохранительных органах или даже боевой опыт на СВО - прекрасно. Но чтобы вести уроки в школе, все равно необходимо пройти профессиональную переподготовку. Подчеркну: не повышение квалификации, а именно переподготовку. Мы в МГПУ такую переподготовку ведем.

Это короткий курс?

Олег Зверев: Как минимум 256 часов, и кроме педагогических вопросов обязательно должны быть проработаны психологические аспекты. Нельзя человека, имеющего опыт службы в "горячих точках" или работы в органах, просто так отправить работать с детьми. У всех школьников разные особенности, разные характеры. Педагогическая и психологическая подготовка здесь необходимы.

Учителей-предметников сегодня готовят в бакалавриате или специалитете. Для преподавателей "Основ безопасности и защиты Родины" достаточно профпереподготовки?

Олег Зверев: На мой взгляд, это должна быть либо магистратура, либо профпереподготовка. На уровне базового высшего образования в пока этот курс не вижу.

А какая должна быть первая профессия у преподавателя "Основ безопасности и защиты Родины"?

Олег Зверев: Как я уже говорил, это могут быть спасатели, пожарные, военные. Но главное - все же это должны быть люди, увлеченные своим делом. Надо гореть этим и жить этим и постоянно совершенствоваться.

Для уроков ОБиЗР одного учителя недостаточно. Что должно обязательно быть в школе и классе?

Олег Зверев: Материально-техническая база очень важна. Аптечки - безусловно: раздел тактической медицины большой, нужны и средства оказания первой помощи, жгуты, повязки. Должны быть средства пожарной безопасности, технические средства безопасности - детей нужно учить со всем этим работать на практике. Плюс средства индивидуальной защиты и спасения, например, фильтрующие самоспасатели.

Манекены для оказания первой помощи с идентификацией состояния - обязательно! На них отрабатываются важнейшие навыки, у школьника появится тактильное ощущение, исчезнет страх. Даже мы, взрослые, часто боимся прикоснуться к телу раненого человека, или просто к человеку, которому нужна помощь. Работа с манекеном помогает этот страх снять. Я всегда говорю: первая помощь только в теории или по видеороликам - не эффективна. Надо пробовать все своими руками. Конечно, нужны наглядные демонстрационные пособия, связанные с военной подготовкой: оружие для сборки и разборки, костюмы ОЗК и другие предметы. "На коленке" такие важные вещи изучать, конечно, невозможно.