Наиболее объективно можно оперировать данными импорта и экспорта на основе данных федеральной таможенной службы, так как они косвенно отражают ситуацию с импортозамещением и недавно были вновь открыты. Объем ввезенных товаров в 2023 году, по предварительным данным, составил порядка 300 миллиардов долларов. То есть, как мы видим, импорт достаточно стабилен, даже с поправкой на мировую инфляцию. Мы все равно продолжаем закупать импортные товары в тех же объемах, что и раньше, до начала СВО.
Инфляция является другим косвенным показателем импортозамещения, так как возникает в том случае, когда кривая спроса и предложения не сбалансирована. Мало товаров и много спроса - цены неизменно растут.
О масштабном импортозамещении и затоваривании отечественными товарами говорить пока не приходится, дефицит отечественной продукции есть. По официальным данным, с помощью механизма параллельного импорта было ввезено за два года товаров на 70 миллиардов долларов. Несмотря на то что товары ключевых зарубежных производителей по разным оценкам подорожали на 50-100 процентов, их продолжают покупать. Значит, дело не только в привычке потребителей, но и невозможность их заместить российскими аналогами.
Традиция победных реляций в ответ на совершенно разумные интенции руководства страны тоже никуда не делась. Подогнать под "импортозамещение" любой продукт, любую деятельность, любой замысел сейчас довольно легко и многие этим не брезгуют. Не только чиновники, но и бизнесмены, которые зависят от значительных сумм господдержки, выделяемых на бизнес и производственные проекты в рамках импортозамещения.
Что реально удалось сделать по-настоящему? Как бы мы не тяготели к привычному программному обеспечению западных ИТ-корпораций, реестр российского ПО неплохо работает. Равно как и запрет использовать западную продукцию такого рода как на госслужбе, так и в госкорпорациях. Хотя, конечно, далеко не все еще "летает" как мы привыкли, очень многое добротно и работоспособно. Всем остальным приходится под "госслужбистов" подстраиваться потихоньку. Элегантность организационных и политических решений в данном случае заключается в том, что в частной жизни никто не запрещает пользоваться ни приложениями для айфона, ни удобным софтом для видеоконференций. Пожалуй, больше усилий по отучению нас от западных продуктов совершают сами западные производители, не принимая оплату и делая нам работу на их платформах затрудненной и эмоционально неприятной.
То, что в военно-промышленном комплексе страны импортозамещением занимаются очень серьезно, очень тщательно и с весьма яркими результатами, нет никаких сомнений. К сожалению, о результатах нам тоже станет известно только постфактум через много лет. Сфера гособоронзаказа не располагает к открытости и избегает публичной риторики о своих успехах.
Важно понимать, что перестройка экономики на внутренний продукт не делается по щелчку пальцев или самому высочайшему повелению. Это процесс, растянутый на годы и даже десятилетия. Мы пока в самом начале пути.