Слесарь на "Динамо" в Москве, председатель колхоза (работал в поле), рабочий на золотых приисках на Алтае, "Уралмаш" ("Победа пятилетки - удар по капитализму!"), зам. редактора заводской газеты "За тяжелое машиностроение". И наконец, член ВКП(б). "Завод и колхоз являются огромной жизненной, большевистской школой для меня", - так писал он в своей автобиографии в 1936 г. при приеме в члены ВКП (б) (А. Ларин, А. Лукин, "Жизнь Цзян Цзинго в СССР"). Вот его выступления на "Уралмаше": "Коммунист Бабин опоздал на 20 минут, Павлов после пьянства не вышел на работу. Лебедев сломал станок и скрыл это. Классовый враг действует в наших рядах!" (А. Ларин, А. Лукин.)
Правоверный? В 1936-1937 гг. ему грозил арест. Снят, перемещен, в его кругу - аресты и расстрелы. А он - такой-сякой, в шпионской группе и точно связан с троцкистами (А. Ларин, А. Лукин.) Что дальше?
А дальше - счастье. В начале 1937 г. по высоким международным соображениям Сталин возвратил Цзян Цзинго в Китай. Ему всего 27 лет, его жена Фаина с ним, и его ждет фантастическая жизнь на Востоке. Войны в Китае - гражданская и мировая, бегство 2 млн чел. на Тайвань, там же - диктатура отца, он, Цзян Цзинго, - "зам. по особым поручениям", посты все выше - и наконец, президентство на 2 срока, на 10 лет, там же, на Тайване. Хватило бы на десяток жизней. Семья? Два брака в России (первый разорван по политическим причинам), 4 сына (2 законных, 2 - не очень) и дочь со многими чадами и домочадцами. Воистину "Цзинго", ибо его имя значило "Тот, кто будет успешно управлять государством" (А. Панцов, "Чан Кайши").
Цзинго был "настоящим коммунистом", но только до возвращения в Китай. В апреле 1927 г. подписывает письмо отцу: "Я знаю только революцию и больше не знаю тебя как отца. Я твой враг. Извини, пожалуйста, но мы легко разделаемся с тобой" (А. Панцов, "Чан Кайши"). В том же апреле заголовки в "Правде". "Правые гоминдановцы предали революцию. Кровавая баня в Шанхае. Чан Кайши образует контрреволюционное правительство" (15 апреля 1927 г.). А вот обращение в "Правде" от "митинга всех членов гоминьдана и коммунистической партии университета Сунь Ятсена", там учился Цзян Цзинго, под заголовком: "Борьба с предателями должна быть доведена до конца" (19 апреля 1927 г.).
Его письмо матери в "Ленинградской правде" в феврале 1936 г., то ли фальшивка, то ли нет (подписано под принуждением). "Что делать, мама, если твой муж Чан Кайши варварски уничтожает тысячи и десятки тысяч наших братьев, предал свой народ, продал интересы китайской нации? Каждый честный китаец должен беспощадно бороться против Чан Кайши" (А. Панцов).
Его статьи в заводской газете 1936 г.: "Пусть помнят враги. Вместо гоминдановского Китая будет Китай советский, где будут хозяевами страны рабочие и крестьяне" (А. Ларин, А. Лукин, "Жизнь Цзян Цзинго в СССР").
Гоминдановский Китай? Его отец Чан Кайши - глава Гоминьдана. Китайская традиция - безусловное подчинение сына отцу. Страшно представить, какой силы были эти удары и отречения. Когда Цзян Цзинго вернулся в Китай, "рассказывают, что блудный сын опустился перед отцом на колени и трижды коснулся лбом пола" (А. Панцов, "Чан Кайши"). Так началась его другая жизнь - верного сына, антикоммуниста и наследника.
А чему он наследовал? Чан Кайши - это "один лидер - одна партия - одно государство" (1949-1975). По сути, "советская модель". И еще - "диктатура развития", смешанная экономика (частный и госсектор вместе). Он мечтал сделать из Тайваня модель, образец для всего Китая. И сделал. При нем Тайвань совершил экономическое чудо - сверхбыстрый рост, импорт замещен, экспорт - для всего мира, азиатский тигр. При крайнем отрицании коммунизма.
Вместо блудного - верный сын. Вот что писал Цзян Цзинго об отце в 1978 г.: "При его жизни он был моим лидером, моим добрым отцом и строгим учителем. Я до сих пор нахожусь под влиянием его любви. Как первопроходец в области мысли, главный двигатель национального строительства и пророк антикоммунистического движения, отец был великим человеком своего времени и решающей силой в современном историческом развитии страны и народа. Я должен относиться к его мыслям как к своим мыслям, его взглядам как к своим" (Perspectives. Selected Statements of President Chiang Ching-Kuo 1978-1983. Thinking of Father).
О чем идет речь? О каких мыслях? "В основе нашей национальной политики сегодня - противостояние коммунизму, обеспечение национального возрождения и осуществление Трех народных принципов доктора Сунь Ятсена (национализм, демократия и народное благосостояние)" (Цзян Цзинго, Perspectives, 22 июля 1982 г.). Что за принципы? Национализм - развитие прежде всего своей экономики, исходя из собственных интересов, разумный протекционизм. Принцип народного благосостояния - социальное государство, "правительство для людей", на основе социальной справедливости. Равенство возможностей, более равное распределение доходов, удовлетворение базовых потребностей людей. "Нет" - коммунизму и огосударствлению.
Это полный переворот в мыслях, в жизненной позиции. И возвращение блудного сына. Удалось ли что-то самому Цзян Цзинго? За 10 лет его президентства (1978-1988 гг.) размер экономики Тайваня (реальный ВВП) вырос в 2,5 раза, ВВП на душу населения (долл.) - в 4 раза, экспорт увеличился в 5 раз (Стат. ежегодник Тайваня-2002). Это прорыв к благосостоянию. Он любил крупные стройки национального масштаба. Они были им объявлены и завершены. При нем Тайвань сделал прорыв в микроэлектронику, в "экономику науки и технологий", сбросил лишнее огосударствление в хозяйстве. Именно он, плоть от плоти государства "одного лидера - одной партии", отменил чрезвычайные законы, военное положение, действовавшее почти 40 лет, открыл путь к многопартийности.
Так сколько раз человек может менять в своей жизни убеждения? Полностью переворачиваться? Два, три, четыре? Столько раз, сколько нужно? И все равно остаться в памяти народной на светлой стороне? В благодарной памяти?
На этот вопрос нет ответа. Но есть воспоминание о советском коммунисте Николае Владимировиче Елизарове, он же - Цзян Цзинго, старший сын Чан Кайши, который вместе с женой Фаиной Вяхиревой, она же Цзян Фанлян, совершил резкий поворот в своей жизни - и строил на Тайване социальную рыночную экономику, чудо сверхбыстрого роста и технологий, повинуясь трем принципам Сунь Ятсена: национализм, демократия, народное благосостояние.