Глава правительства обсудил работу Федерального агентства морского и речного транспорта с его руководителем Андреем Тарасенко. От этого зависят эффективность и безопасность водных путей, что напрямую влияет на связанность территорий страны и их экономический рост, подчеркнул он.
Протяженность судоходных путей России - более 100 тысяч километров, они связывают пять морей, проходят по 60 регионам. "А по северному завозу практически это единственное средство доставки", - заметил глава кабмина.
В Росморречфлоте считают, что в 2023 году добились хороших результатов. 63 морских порта обеспечили грузопоток в 884 миллиона тонн, и еще остается запас мощности около 35%, что позволит наращивать объем грузов, подчеркнул руководитель ведомства. Лидером по перевалке является Азово-Черноморский бассейн, где задействован речной потенциал. "Это очень важно, потому что сегодня, к примеру, реки очень хорошие, большие - Обь, Иртыш, Лена, Енисей - не используются в полной мере", - констатировал Тарасенко.
Грузооборот на реках падает, потому что нет хабов и нет стивидоров, которые должны сорганизовать и накопить груз, обеспечить грузовую базу, считает глава федерального агентства. У компаний есть лицензии на разработку месторождений, но они не имеют или еще не выстроили логистику. "Поэтому мы сегодня с "Росатомом" договариваемся о создании на таких арктических и северных реках определенных хабов, которые будут накапливать груз и выходить уже на Северный морской путь", - заявил Андрей Тарасенко. Аналогичная работа должна быть развернута на Амуре, уверен он.
Михаил Мишустин посчитал возможным внимательнее изучить инициативу федерального агентства. "Нужно готовить программу тогда, и посмотрим вместе, что можно сделать", - попросил он оформить предложения.
Развитие навигации требует квалифицированных специалистов, заметил премьер-министр. Росморречфлот сегодня имеет шесть высших учебных заведений, которые готовят 55 тысяч курсантов, каждый год выпускается до 10 тысяч готовых специалистов. Проблема в том, как удержать людей в профессии, пожаловался Тарасенко. Выходом он считает целевое обучение с обязательной отработкой не менее трех лет.
- Подготовке кадров надо уделять особое внимание, развивать в том числе учебные программы по всем направлениям и связать профессионалитет, колледжи, а также высшие учебные заведения непосредственно с теми заказчиками на кадры, которые есть, - указал Мишустин.
Председатель правительства призвал Росморречфлот активнее заниматься интеграцией Донецкой и Луганской народных республик, Херсонской и Запорожской областей в транспортную инфраструктуру страны: "Очень важно делать все необходимое для того, чтобы перевозка людей и грузов осуществлялась по российским стандартам".
- Работа уже идет, - заверил Тарасенко, - порты в работе, полностью на учете. "Чтобы запустить предприятия большие, надо определить, какой нужен грузооборот, какая номенклатура грузов. Потому что понимаем - если сегодня нет сырья, которое раньше использовалось на территории, его надо привезти", - отметил он. Созданием этой грузовой базы и занимается федеральное агентство. На реках и в портах приводятся в порядок все глубины, причальные сооружения и вся инфраструктура, необходимые для участия в перевалке грузов.