17.07.2024 16:54
Поделиться

Нейросеть добывает зарю: на Сахалине поставили первый профессиональный балет

На Сахалине культурная революция - впервые в истории здесь поставили профессиональный балет. Для постановки выбрали малоизвестную "Озаренность" на музыку Александры Пахмутовой.
Создатели сахалинской версии балета Пахмутовой постарались сохранить те же сцены, что видели зрители Большого театра полвека назад: "Сбор в дорогу", "Перепляс", "Путешествие", "У костра", "Размышление героя", "Воспоминание героя и труд".
Создатели сахалинской версии балета Пахмутовой постарались сохранить те же сцены, что видели зрители Большого театра полвека назад: "Сбор в дорогу", "Перепляс", "Путешествие", "У костра", "Размышление героя", "Воспоминание героя и труд". / Сахалинская филармония

Одноактный двадцатиминутный балет родился в Большом театре ровно полвека назад. Причина банальна - нужно было отметить золотой юбилей комсомола театра. Отсюда и незамысловатая тема - семья молодых инженеров едет на комсомольскую стройку в Сибирь. На сцене тогда блистали настоящие звезды - Нина Сорокина и Александр Годунов.

Фото: Сахалинская филармония

Начинался балет Пахмутовой не с оркестра, а… со стихов ее мужа Николая Добронравова. Театральные критики тогда были в ужасе, но зрителям ход понравился - слова-то звучали красивые: "И добывая зарю, молодые откроют себя". В этих же строчках ответ на вопрос, который волнует современных критиков - почему именно "Озаренность" режиссер Кирилл Ермоленко выбрал для начала начал сахалинской истории балета.

Фото: Сахалинская филармония

Ермоленко и сам из тех, кто отправился в путь "открывать новый край и слушать новые ритмы эпохи". Он солировал в "Кремлевском балете" в партиях пусть не самых больших, но запоминающихся - лесничий Ганс в "Жизели", Дон Базилио в "Фигаро", шут в "Ромео и Джульетте". Был главным балетмейстером Московского детского музыкального театра… А потом вдруг уехал на Сахалин, теперь учит классическому танцу воспитанников местного хореографического центра, преподает в театре танца "Диалог" при Сахалинской областной филармонии. В "Озаренности" у "балетного комсомольца" Ермоленко главная партия - он знает, о чем танцевать, вместе с ним на сцене - его ученики и специально приглашенные артисты Михайловского театра.

Фото: Сахалинская филармония

Пригласили и нейросеть - нынче без нее, кажется, совсем никуда. Но почему бы и нет, если сделано вкусно. "Озаренности" технологии не мешают, наоборот - помогают погружать в эпоху шестидесятых-семидесятых годов прошлого века. Эпоху во всех отношениях стильную. Сам Ермоленко говорит, что в использовании AI-технологий они комсомольцы. И намерены ни много ни мало создать новый тренд в искусстве.

Фото: Сахалинская филармония

"Мы с командой создали первую подобную балетную постановку. Нас в этом поддержал крупнейший российский банк и уникальные специалисты. Причем все генеративные модели, которые мы используем - отечественные, - рассказал режиссер. - Искусство, как и технологии, всегда в авангарде жизни".

Хореограф Иван Зайцев - он из Санкт-Петербурга - признался, что опыт работы с нейросетью дался не просто. Были и другие проблемы: то артисты менялись, то переносили дату показа - ждали, пока откроется новый концертный зал Сахалинского госуниверситета, чтобы именно там дать историческую для острова премьеру.

Фото: Сахалинская филармония

Но в итоге балет и нейросеть нашли общий язык и теперь готовы возвращать в культуру старые добрые смыслы - о любви, о дружбе, о родине.

Теперь сахалинский балет хотят увидеть и в других городах страны, и, по словам продюсеров проекта, первые выездные спектакли возрождённой "Озаренности" могут состояться уже в этом году.