Трудно не заметить двойной смысл названия: встречи с известными учеными, философами, общественными деятелями действительно становятся "царским подарком" для тех, кто серьезно интересуется историей России и современным положением дел. Именно такое впечатление оставила встреча с фрау Карин Кнайсль. С 2017-го по 2019 год она занимала пост главы МИД Австрии, а теперь вот уже год как живет в России и возглавляет Геополитическую обсерваторию по ключевым проблемам России (Центр G. O. R. K. I.), созданную при Санкт-Петербургском государственном университете. Поводом для встречи стала презентация книги Карин Кнайсль с говорящим названием "Реквием по Европе". Послушать эксперта такого уровня собрался полный конференц-зал в Храме-на-Крови.
Наброшенный на плечи павлово-посадский платок и русская речь только подчеркнули: фрау Кнайсль - идеальное воплощение европейской женщины в нашем привычном понимании: элегантная, ухоженная, с прекрасными манерами, блестяще образованная (она уж точно не стала бы, как нынешние евродипломаты, требовать "разворота на 360 градусов" и "прибытия флота к берегам Белоруссии"), сделавшая головокружительную карьеру, решительно меняющая свою жизнь, занятия и страны. А еще неотразимая для мужчин и не боящаяся "общественного мнения" - на свою свадьбу с бизнесменом Вольфгангом Майлингером в августе 2018 года фрау Кнайсль в числе ста гостей пригласила президента России, который был в те дни с визитом в Германии. Русский гость прибыл в сопровождении казачьего хора, исполнившего несколько песен на немецком, произнес тост и станцевал с невестой. И кто знает, чего не простил ей ревнивый европейский истеблишмент - резкой критики госпожи Меркель с ее политикой "открытых дверей в Европу" или фотографий свадебного танца, облетевших весь мир. Так или иначе вскоре жизнь Карин изменилась кардинально: она лишилась не только работы, но и родины.
- Журналисты называли меня российской пятой колонной, шпионкой, фашисткой, - говорит Карин. - Все началось де-факто в Австрии, потом запретили заниматься своей профессией в других странах, входящих в ЕС, заключать контракты, исключили из всех организаций, где я много лет с успехом работала. Когда началась откровенная травля, я, хотя и с опозданием, поняла: глава Третьего рейха совсем не случайно оказался австрийцем. Потом, вынужденно переехав во Францию, я попыталась открыть банковский счет, и добрая дюжина банков известила, что после консультации с Парижем отказывают мне в праве стать их клиентом. Стало понятно: в Европе мне не выжить ни по экономическим причинам, ни чисто по-человечески.
Карин уехала в Ливан. Выбор был не случаен: ее семья много лет жила в Иордании, отец работал личным пилотом короля Хусейна и стоял у истоков национальной авиакомпании. В Ливане она и начала писать "Реквием по Европе", продолжив работу в деревне Петрушово Рязанской области и закончив последние главы в Санкт-Петербурге.
Карин Кнайсль училась и преподавала в университетах Иордании, Израиля, Австрии и США, ее докторская диссертация посвящена вопросам границ на Ближнем Востоке с точки зрения международного права. Она в совершенстве владеет немецким и арабским языками, свободно говорит на английском, французском, испанском, итальянском, китайском и иврите. Почему госпожа Кнайсль в итоге решила изучать русский в России?
- Мне пока не хватает знаний языка, но с такой теплотой меня мало где встречали прежде, - говорит она. - Здесь, в России-матушке, я впервые за много лет чувствую себя в безопасности. Та Европа, откуда меня прогнали, осталась далеко-далеко. А эта, в которой я отныне могу жить и работать, напоминает о лучших временах другой, "моей" Европы, где я выросла.
Карин проводит интересную параллель:
- Люди в России говорят жизни "да"! Они любят жизнь, несмотря на трудности и обстоятельства, создают семьи и рожают детей, до последней возможности спасают пострадавших в катаклизмах, приходят на помощь нуждающимся. Даже за жизнь моей любимой собаки русский врач буквально сражался. А европейцы говорят жизни "нет" - семье, детям, животным. Псевдосбережение окружающей среды препятствует жизни, парадокс, но это так. В Европе все страшно перепуталось в отношениях людей, и этого пока никто не осознает… Знаете, я скажу так: слава Богу, что есть Россия!
Карин Кнайсль характеризуют как "человека с энциклопедическими знаниями, эрудированного и дальновидного профессионала, эксперта в области энергетики, дипломатии, миграции" и других сложных мировых тем. Свои знания и кругозор она продемонстрировала, легко цитируя русских классиков и оперируя фактами российской истории, например, рассказав о вкладе императора Николая II в формирование системы международного гуманитарного права. Карин заинтересовалась этой темой, по ее словам, еще в начале свой карьеры, сделав для себя много открытий.
Судя по оживлению в зале, собравшимся эти открытия еще предстоит сделать - многие немедленно полезли в интернет, чтобы узнать, кто такой упомянутый гостьей Федор Федорович Мартенс. Юрист-международник, публицист, тайный советник, член-корреспондент Петербургской Академии наук, организатор Гаагских мирных конференций 1899 и 1907 годов, созванных по инициативе Николая II. Слышали? Нет…
- А вы почитайте про "Оговорку Мартенса" - это огромный вклад России в современное гуманитарное право, который сейчас пытаются против России использовать, - задала задание на дом фрау Кнайсль.
Столь же неожиданным оказался ее ответ на вопрос о "Северных потоках" и перспективах поставок российского газа в Европу.
- Когда закончится военный конфликт, куда важнее, чем поставки газа, будет вопрос об огромном количестве оружия, сконцентрированном сейчас на Украине. Да и нужен ли будет Европе газ, учитывая тенденции деиндустриализации и охватившие континент демографические проблемы, когда фабрики становятся музеями, защита климата превращается в квазирелигию и рвет экономику Евросоюза на части?
И все же насчет реквиема - не поторопились ли?
- Той Европы, за жизнь в которой я так благодарна судьбе, больше не существует, - уверена Карин Кнайсль. - Не знаю точно, когда не стало этого благословенного места. Меня саму удивляет суровый приговор, который я на пятьдесят девятом году жизни выношу моей стране. Но на смену свободе, равенству и человеческому достоинству пришли цензура нового образца, экономический раскол и ужасающее презрение к человеку, причем произошло это ошеломляюще неожиданно и быстро. Книга очень личная оценка заката всего того, что составляло исконную суть Европы - правовой безопасности и свободы. Их больше нет.
Кстати, обложкой книги, написанной простым и ясным языком, без капли "воды", где половину фраз хочется подчеркнуть на память, обдумать, не случайно стал фрагмент картины Питера Брейгеля-старшего "Слепой ведет незрячего". Автор видит для Европы только пессимистичные сценарии выхода из кризиса:
- Европа либо распадется, либо выйдет из него очень ослабленной. А экономические и политические центры тем временем сдвигаются все дальше и дальше на Восток, так сказать, к истокам.