Михаил Асланович, прошедший учебный год вы и ваши студенты прожили в условиях "пилота". Чему научились?
Михаил Погосян: Считаю, что все вузы пилотного проекта проделали за этот год большую работу. Прошлым летом МАИ перевёл на базовое высшее образование профильные направления подготовки, такие как авиастроение, ракетно-космическая техника, двигатели летательных аппаратов, системы управления. Мы увеличили объем практической составляющей в программах подготовки, ввели модульную структуру. Анализ приема прошлого года показал, что абитуриенты высоко оценили новые подходы МАИ к формированию образовательных программ.
Сейчас формируется "ядро" программ высшего образования. Расскажите, что это такое?
Михаил Погосян: Это базовые компетенции, которые нужны, чтобы студенты могли в дальнейшем успешно учиться по конкретным специализациям. "Ядро" должно быть единым, причем не только для одного университета, а для всех участников пилотного проекта и в конечном итоге - для всех вузов. Студенты на первом-втором курсах изучают базовые дисциплины, а начиная с третьего курса выбрать профиль. И здесь мы тоже внесли целый ряд изменений. Цель в том, чтобы выпускники вузов могли сразу влиться в ряды разработчиков, производителей сложных образцов техники без адаптации. А значит, главная задача вузов - дать им практические навыки, а не только базовые теоретические знания.
В этом году МАИ уже полностью переходит на новую систему?
Михаил Погосян: Да, на втором этапе реализации пилотного проекта переводим на новые уровни базового и специализированного высшего образования IT, общеинженерные и экономические направления подготовки. И надо сказать, что для большинства наших заказчиков - а по данным направлениям это крупнейшие предприятия в сфере высоких и информационных технологий - это большой плюс и соответствует их ожиданиям. Они сами активно участвуют в разработке программ, делают с нами прогноз потребностей в кадрах. Думаю, мы таким образом избавились от дискуссии "вы не сформулировали требования - а вы не тех специалистов готовите". Сейчас мы работаем в единой связке.
К чему нужно быть готовым абитуриентам?
Михаил Погосян: Мне кажется, что для абитуриентов каких-то глобальных изменений не произошло. Большой плюс для ребят в том, что в образование активно вовлечены наши индустриальные партнеры, и это точно повысит уровень подготовки.
Сегодня появляются новые возможности по заключению целевых договоров - можно подумать и в этом направлении. МАИ - один из крупнейших вузов по объему подготовки целевиков. И это тоже еще один показатель тесного взаимодействия университета с индустрией. С момента старта приёмной кампании МАИ принял более 500 заявлений от абитуриентов, которые поступают по целевой квоте.
В последнее время много внимания уделяется искусственному интеллекту. В авиастроении он тоже выходит на первый план?
Михаил Погосян: Действительно, искусственный интеллект и нейросети внедряются в разные области деятельности. Эта задача у нас решается, в первую очередь, через программу подготовки специалистов по информационным технологиям. Но и в инженерные направления этот модуль тоже включается. И здесь хотелось бы отметить одну из идей, которую мы реализуем в рамках трансформации системы подготовки кадров. Это выделение модуля перспективных технологий. Мы говорим, что специализация в области проектирования композитных конструкций, в области математического моделирования, в области искусственного интеллекта требует дополнительных знаний и более глубокого погружения в эту конкретную область. Поэтому мы и выделили такой отдельный перспективный модуль.
Кроме этого, выделили модуль специализации, чтобы готовить конструкторов для разных ролей - по общему проектированию, по проектированию отдельных агрегатов, по проектированию систем. Здесь студенты получают, например, навыки владения современными расчетными методами. Математическое моделирование сегодня - одно из ключевых направлений развития высокотехнологичных отраслей индустрии.
Много новых вводных внутри программ, может тогда и сроки подготовки дипломной работы изменить?
Михаил Погосян: Именно так. Мы увеличили объем работы над дипломными проектами. В старой системе на это выделялось всего полгода. Сегодня, учитывая то, что срок обучения на многих наших направлениях - 5,5 лет, надо приступать к работе над дипломом уже с начала пятого курса. За полтора года можно сделать достаточно серьезный инженерный проект по одной из реальных задач, которые сегодня решает индустрия. При этом сам проект комплексный и включает в себя наработки проектной деятельности за все время обучения студента.
Вы упомянули математическое моделирование. Поясните для сегодняшних абитуриентов и студентов, почему это важно?
Михаил Погосян: Применение методов математического моделирования, по нашим оценкам, позволяет более чем на 30 процентов сократить объемы физических испытаний, которые проводят сегодня для сертификации сложных образцов техники. И это большой экономический эффект.
На рынок труда должен выходить специалист, который не только владеет базовыми знаниями и имеет практические навыки, но может и внедрять различные расчетные методы для решения задач. А возможности вычислительной техники, IT-технологий, современных методов моделирования позволяют существенно повысить эффективность работы инженера.
С 1 января заработал новый нацпроект "Беспилотные авиационные системы". Беспилотники - одно из основных направлений в МАИ. Какие шаги будут здесь?
Михаил Погосян: Развитие беспилотных авиационных систем и услуг с использованием беспилотников - один из мировых трендов. За ближайшие 10 лет объем услуг с использованием таких летательных аппаратов и объем их производства должны вырасти на порядок. Это невозможно без специалистов, которые будут заниматься не только разработкой летательных аппаратов, но и проектированием услуг. Наша задача - подготовка комплексных инженеров: людей, которые не просто проектируют какой-то отдельный летательный аппарат или производственную линию по его изготовлению, а тех, кто может проектировать жизненный цикл продукта. Так что есть большая потребность в инженерах для этого направления, потребность в тех, кто будет заниматься продвижением таких продуктов на рынок, в операторах, которые могут управлять беспилотниками, и в тех, кто будет их сертифицировать. Ведь сегодня многие образцы беспилотной техники эксплуатируются в экспериментальном режиме. Если мы говорим о массовом внедрении, то должны прежде всего думать о безопасности.
Что, по Вашему мнению, требуется для развития рынка беспилотников?
Михаил Погосян: Необходимо нормативное регулирование и сертификация. Мы проводим испытания беспилотников и участвуем в формировании нормативных требований к сертификации различного рода аппаратов. А их очень много, и требования к каждой группе разные. Есть БЛА разной взлетной массы: от нескольких килограммов до нескольких тонн. Есть беспилотники, которые используются для мониторинга больших территорий - лесных массивов, сельхозугодий. А есть те, что предназначены для доставки небольших грузов по городу. Конечно, требования к безопасности у них будут существенно отличаться.
А студенты, аспиранты участвуют в такой работе?
Михаил Погосян: Конечно, у нас работают различные междисциплинарные команды. Ведь беспилотники - это и электродвигатели, и система управления, автопилоты, накопители энергии. Ну и нельзя забывать, что мы вместе с партнерами занимаемся созданием российских технологий, которые позволят обеспечить технологическое лидерство. То есть создавать свою линейку комплектующих и программное обеспечение.
В МАИ действует Передовая инженерная школа. Говорят, что в таких школах "куется" элита инженерных кадров. Кого готовят у вас?
Михаил Погосян: Я уже говорил, что наша задача - готовить не только специалистов для текущих потребностей индустрии, но и тех, кто способен создать научно-технический задел для роста ее эффективности, смотреть в будущее. Подготовка научных кадров - одна из миссий университета. А задача Передовой инженерной школы как раз формировать новые подходы - к разработке композитных конструкций, к внедрению методов аддитивных технологий в аэрокосмическую отрасль, к созданию отечественных компонентов для БЛА, к цифровому сельскому хозяйству. Это те направления, которые мы выделили для себя как перспективные. И в нашей ПИШ мы объединяем "задельные" исследования, прикладные исследования и реальные задачи индустрии.
В советские годы очень популярным было увлечение авиамоделированием, мальчишки стремились в небо. А сейчас?
Михаил Погосян: Авиационно-космическая отрасль была и остается локомотивом научно-технического прогресса, определяет развитие других отраслей. При этом сегодня, по сравнению с советскими годами, появилось множество других возможностей для молодежи: IT, беспилотники, малые космические аппараты. Авиация и космос по-прежнему остаются очень привлекательными областями.
А вот интересно, кого в МАИ больше - девушек или ребят?
Михаил Погосян: Если говорить об инженерных направлениях подготовки, то все-таки в нашей традиции их чаще выбирают молодые люди. Девушки больше идут на экономические и лингвистические направления. Но, учитывая возможности, которые дают расчетные методы, у девушек сегодня ничуть не меньше потенциала для реализации своих талантов в инженерии.
Выпускник школы не станет абитуриентом МАИ, если заранее не познакомится с вузом. Расскажите, как вы работаете со школьниками?
Михаил Погосян: Прежде всего, подчеркну: совершенствование системы высшего образования невозможно без повышения уровня подготовки в школе. Это касается требований и к школьникам, и к учителям. МАИ участвует в программе инженерных классов авиастроительного профиля. Совместно с Департаментом образования и науки города Москвы мы реализуем этот проект на базе 9 школ столицы. Для университета очень важно, чтобы в инженерные направления шли люди, которые имеют хорошие базовые знания и навыки. Проект нацелен и на то, чтобы улучшить качество подготовки школьников по математике и физике, - это как раз то, о чем сегодня много говорят. Также в структуре МАИ действует крайне востребованный детский технопарк "Траектория взлета", где школьники знакомятся с технологиями и могут попробовать себя в разных областях, среди которых беспилотные авиационные системы, IT, 3D и многие другие. Важно, чтобы у детей появилось понимание своих будущих возможностей.
А школьники приходят в МАИ на экскурсии, могут посмотреть лаборатории?
Михаил Погосян: Конечно. Они могут посетить большое количество инновационных инженерных пространств, увидеть уникальные образцы авиационной и космической техники, которые есть в МАИ. Можно также попасть и на экскурсию к нашим партнерам - будущим работодателям: это, к примеру, предприятия госкопораций "Ростех", "Роскосмос".
МАИ - альма-матер великих авиаконструкторов и летчиков-космонавтов. Что нужно абитуриенту, чтобы в будущем достичь таких же высот?
Михаил Погосян: Важны хорошая базовая подготовка, практический опыт, настойчивость, целеустремленность. Я не знаю великих руководителей и конструкторов, которые бы в 6 часов вечера уходили домой. Это большая интересная работа, но она требует самоотдачи. Важный фактор карьерного роста в авиационной отрасли - погружение в то, чем ты занимаешься. Думаю, что в любой области добиваются успеха только те люди, которые увлечены тем, чем они занимаются. Конечно, не обойтись без организаторских и управленческих навыков, без владения информационными технологиями.
Мне кажется, в МАИ как раз есть атмосфера творчества, и сюда приходят не для того, чтобы просто получить диплом о высшем образовании и положить его в стол.
Что нас ждет в будущем? Аэротакси? Сверхзвуковые самолеты? Дайте ваш прогноз.
Михаил Погосян: Рынок гражданской авиационной техники будет устойчиво развиваться. Рынок военной авиационной техники тоже будет конкурентным, у нас там достаточно сильные позиции. Активно развивается рынок космических услуг с использованием малых космических аппаратов. Принято решение о запуске проекта Российской орбитальной станции.
Я вижу большой спектр возможностей. Конечно, будет сохраняться вектор на беспилотный транспорт. Новые материалы, композиты, аддитивные технологии, интеллектуальные бортовые системы будут определять технологический уровень авиационно-космической отрасли. Сейчас любой летательный аппарат - это летающий компьютер. И объем задач, которые решаются методами моделирования и с применением искусственного интеллекта, постоянно растет. Мы стараемся максимально повысить уровень безопасности полетов и разгрузить летчика от второстепенных задач.
Также в скором времени появится сверхзвуковой пассажирский авиатранспорт.
Я думаю, что прогнозы точно сбудутся. Но как бы мы сегодня не определили направления развития, завтра они будут другими. Впереди новые технологии, новые подходы и новая жизнь!