18.07.2024 20:31
Поделиться

На Камерной сцене Большого театра представили оперу Леонкавалло "Паяцы"

Сверхпопулярную оперу, которая без всяких пауз длится немногим больше часа, на Камерной сцене имени Б.А. Покровского поставил давно работающий в России немецкий режиссер Ханс-Йоахим Фрай в паре с художником Петром Окуневым, а музыкальным руководителем спектакля выступил Антон Гришанин.
В спектакле - миллион оттенков серого, переизбыток "представления" при отсутствии "переживания".
В спектакле - миллион оттенков серого, переизбыток "представления" при отсутствии "переживания". / Пресс-служба большого театра / Наташа Разина

Камерная сцена для господина Фрая - площадка хорошо знакомая. "Паяцы" - уже четвертая его работа на этих подмостках, где прежде он ставил "Царя и плотника" (2011) Лорцинга, "Ариадну на Наксосе" (2016) Штрауса и одноактные оперы "Дневник Анны Франк", "Белая роза" (2021) Фрида и Циммермана. Но "Паяцы" - совершенно особый случай. Поведать свою историю и не повториться, когда речь идет об опере, выдержавшей бессчетное количество самых разных сценических и киноверсий, среди которых есть и признанные шедевры, например, фильм Марио Косты 1948 года или спектакль великого Франко Дзеффирелли, в итоге ставший в 1982 году киношедевром, задача, как говорится, повышенной трудности.

Каркасом для своего рассказа о комедиантах, в жизни которых чувства реальные и сценические переплелись в один кровавый клубок с фатальным финалом, Ханс-Йоахим Фрай выбрал давно применяемый в театре ход под названием "Снимается кино", конкретно сосредоточившись на "Чаплиниане". Кстати, Руджеро Леонкавалло и Чарли Чаплин были современниками.

"Паяцы" - притча, которая свидетельствует: что легко и смешно в балагане, в реальной жизни трагично

В премьерном спектакле легко обнаруживается около дюжины почти "дословных" цитат из чаплинских кинолент, "усиленных" очевидными ссылками на работы легендарного дуэта комиков Стэн Лорел и Оливер Харди или даже Бастера Китона, и нет ничего индивидуального. Если только не считать трансформацию контрастного черно-белого в миллион оттенков серого, на фоне которого на сцене переизбыток "представления" при тотальном отсутствии "переживания". Музыку Леонкавалло то и дело перебивает тапер, имитируя киносеанс. А любовный треугольник (Канио - Недда - Сильвио), которым манипулирует провокатор (Тонио), кажется каким-то искусственным.

Солисты, часто сбиваясь на мелодекламацию, поют с существенными вокальными упрощениями и упущениями. Это притом, что в двух премьерных составах немало специально приглашенных певцов. Так, знаменитую партию Канио исполняют солист Саратовского театра оперы и балета Аббосхон Рахматуллаев и артист Молодежной оперной программы Большого театра Игорь Онищенко. Роль Недды досталась стажерке Музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко Элеоноре Макаровой и Екатерине Семеновой, солистке Камерной сцены Большого театра.

Но главное даже не в том, что музыкальная ткань оперы в таком варианте производит "поношенное впечатление" с "заплатками", а в том, что спектакль оказался эмоционально немым. А "Паяцы" - притча, которая свидетельствует: что легко и смешно в балагане, в реальной жизни трагично.