Чтобы информация давала выбор и понимание того, что происходит, комиссия Совета Федерации сосредоточилась на пяти ключевых направлениях развития информационных потоков:
"Системность подхода продиктована тем, что около двадцати лет интернет развивался свободно, а потом выяснилось, что он несет не только свободу, но преступность, террор и радикализацию настроений, вплоть до того, что мир переживает период "черных лебедей", когда множатся непредсказуемые явления вне рациональных расчетов", - считает Алексей Пушков.
С точки зрения сенатора, информационные "черные лебеди", которых никто не мог прогнозировать, - это новая фаза конфликта на Украине, война на Ближнем Востоке, начавшаяся 7 октября 2023 года, покушение на Трампа в США. Это не разрозненные инциденты, а системное проявление информационного воздействия "черных лебедей", которые претендуют на то, чтобы стать новой "кровью" информационных потоков.
Особо Пушков выделил покушение на Трампа: попытки либеральных СМИ все свести к "выстрелу одиночки" - новому Ли Харви Освальду образца 1963 года - обречены. С того времени радикально изменился характер информационной эпохи: покушение на Трампа мир видел в прямом эфире.
"Сумма несуразностей указывает на то, что это не была несуразность, - убежден Алексей Пушков. - Вместе с отклонением пули на 0,07 миллиметра может измениться ход истории, когда раскол внутри элит США и общества уже не решить массовой фальсификацией выборов, как в 2020 году. В 2024 году имеет место радикализация - попытка физического устранения несогласного. Параллельно идут пробусовка западной информационной машины, сползание США по экономическим показателям, рост долга, перенапряжение приоритетов и сил".
Как пример меняющейся глобальной медийной повестки Пушков привел статистику опросов в США, где даже CNN, флагман инфоматрицы, в глазах американцев занимает лишь 24 место по уровню доверия к СМИ. При этом до 67% американцев уходят в соцсети, где и черпают информацию.
"На этом фоне возникновение феномена БРИКС - это реальность, которая отражает новую расстановку сил, - считает Алексей Пушков. - Вначале даже упоминание этой аббревиатуры вызывало пренебрежение на Западе, сегодня сумма новых реальностей такова, что БРИКС сравнялся, а потом опередил "Большую семерку" по ВВП. А вот своего медийного пространства у БРИКС нет. Наша задача - его создание, поскольку монополия "Большой семерки" на информацию остается".
На этом пути, как считает сенатор Пушков, один из вызовов - влияние развития искусственного интеллекта (ИИ) на медиа. "У нас нет цели регулировать развитие ИИ, но надо регулировать его применение через закон, - говорит он. - Когда прямые трансляции строятся на унижении и истязании людей и животных или мошенники используют ИИ для ограбления людей, закон должен квалифицировать эти проявления как отягчающее обстоятельство. То же самое с дипфейками. Это зона ИИ, требующая страховки через закон".