А не захочет ли Машков объединить два театра? Кажется, этот вопрос волновал всех больше всего. Кто-то недавно всерьез спросил его даже о том, не собирается ли он переименовать "Современник"?
Пресс-завтрак назначили в фойе "Современника". Машков - во главе стола, над ним фотография молодой Галины Волчек. Случайно так совпало? В театре ничего случайного не бывает.
"Галина Борисовна считала это пространство своим домом, я хотел бы, чтобы мы неформально с вами встретились, и чтобы вы не только поняли, но и почувствовали то, что я вам скажу", - первые слова нового директора насторожили.
А дальше Машков долго и эмоционально погружал всех в историю двух коллективов, напоминая, что отец обоих - Художественный театр, и что это те самые студии вокруг МХАТа, о которых еще мечтал Станиславский. И что "Современник" - это родоначальник Театра Олега Табакова, потому что та студия, которую открыл Олег Павлович неподалеку от Современника, в подвале на Чаплыгина, была создана для пополнения труппы театра новыми актерами.
То есть, корни общие, история общая. И идеи одни - тот самый русский психологический театр, то самое единство индивидуальностей, которое в "Современнике" проповедовала Волчек, а потом продолжил Олег Табаков.
Машков впервые показал стенограммы встречи труппы "Современника" за 1963 год, недвусмысленно подчеркнув, что эти документы ему подарил Олег Павлович… И зачитал цитату Галины Волчек: "Мы, по-моему, часто путаем, принимая за индивидуальность внешние данные, которые не являются индивидуальностью. Индивидуальность, на мой взгляд, это мировоззрение, то содержание, та тема, которая есть в человеке".
И тут же добавил: "Волчек и Табаков - это абсолютно индивидуальности, но, тем не менее, они были едины всегда".
Все, значит, точно два театра ждет общая судьба, перешептывались журналисты.
А Машков тем временем "окартинивал" свои слова о единстве трогательной историей: Волчек была старше Табакова всего на два года, но в студенческие годы в одном из отрывков сыграла маму Олега Павловича, в зрительном зале в это время сидела его реальная мама - Мария Андреевна. После спектакля она подошла к Волчек и со слезами на глазах попросила ее следить за Олежкой, опекать его, потому что "я прямо чувствую, что вы ему как я". И она опекала. И вновь Машков повторил: они всегда были вместе.
Тут уже журналисты не выдержали - к чему же вы клоните? Вы все-таки объединяете два театра? Но Машков и тут не ответил. Он еще долго вспоминал о своей работе с Табаковым, о дружбе с Волчек…"Это мастера, которые научили меня дышать. Поэтому я чувствую неразрывную связь с "Современником" и Театром Олега Табакова".
Градус ожидания сенсации был поднят на максимум, и если бы Владимир Машков после этого продолжил свою лекцию об истории театров, то в информационные агентства прямо из зала, где журналисты ловили каждое слово нового директора легендарного театра, полетела бы молния - да, они все-таки объединяются.
Лишь на второй час завтрака Машков перешел к главной теме - презентовал проект "ТОТ Современник", где ТОТ - это Театр Олега Табакова.
Это не объединение как таковое, оба театра лишь запускают один общий проект, они будут вместе ставить спектакли, устраивать выставки, в планах есть даже объединить пространство между двумя театрами в один Театральный бульвар или квартал. Это будут маршруты с аудиогидами, а также именные скамейки легенд обоих театров…
Что касается самых ближайших планов, то уже осенью на Чистых прудах откроется выставка "Единство индивидуальностей", у зрителей будет возможность познакомиться с труппами обеих московских сцен, а также с их общей историей.
Журналисты явно от Машкова ждали большего и разочарованно вздыхали, и даже не притронулись к пирожным и фруктам, что стояли на столах, но, как оказалось, угощения на этом еще не закончились.
Обе сцены Театра Олега Табакова, та самая легендарная на Чаплыгина, что была открыта в конце восьмидесятых, а также сцена на Сухаревской улице, закрываются на реконструкцию. Новый проект предполагает, что свои спектакли табаковцы начнут играть на сцене "Современника", и первый из них - "Матросская тишина".
И это то самое вкусное, что припас Машков для журналистов.
С "Матросской тишины" началась история "Современника", именно эту пьесу Александра Галича репетировали актеры нового театра, но до зрителя довести ее не смогли - спектакль закрыла цензура. Об этом Галич написал свою "Генеральную репетицию". Тридцать лет пьеса пролежала в столе у Олега Табакова, и затем он ее поставил уже в своем театре, в тот самом подвале на улице Чаплыгина.
"Новый театральный сезон Театр Табакова откроет 14 сентября на сцене "Современника", и это будет спектакль "Матросская тишина", - несколько раз повторил Машков, заметно волнуясь. - Для меня это историческое событие, это восстановление исторической справедливости".
Также на Чистых прудах артисты Театра Олега Табакова в сентябре сыграют громкую премьеру "Наследников" и детектив "И никого не стало".
"А что со спектаклями самого "Современника"? Будете ли вы их закрывать?", - спрашивали журналисты.
Машков рассказал, что уже встретился с Художественным советом "Современника" и встречи эти будут продолжаться, походил на репетиции вверенных ему актеров, подробно изучил репертуар, но конкретные названия, которые будут списаны в архив, так и не назвал. Зато намекнул, что даст шансы каждой постановке, которая идет сейчас в театре. "Из спектакля уходит жизнь только тогда, когда артист перестает его наполнять своей жизнью", - сказал Машков.
Те названия, которые каждый театр поставит по отдельности и вместе, Машков также утаил: "Заметил, что как только я говорю пьесу и автора, ее тут же начинают ставить другие театры". Он сказал лишь, что актеры уже привыкают друг к другу, "Современник" активно ходил на спектакли ТОТа, а табаковцы - в "Современник". Были соседями, стали родственниками.
- И все же, что такое "Современник" сегодня? - не унимались журналисты, получившие возможность прямо говорить с главным театральным человеком страны.
- Талант - это и есть современник, - был им ответ.
На том и раскланялись.