Свидетели ушедших времен: пять столичных усадеб, которые обязательно стоит посетить
Свидетели ушедших времен: пять столичных усадеб, которые обязательно стоит посетить
В рамках фестиваля "Усадьбы Москвы" до 15 сентября открыто 40 старинных усадеб, в том числе и те, в которые в обычные дни попасть невозможно. У москвичей и туристов есть возможность прикоснуться к истории дворянского быта. До середины сентября в них можно будет смотреть спектакли под открытым небом, изучать садово-парковое искусство, слушать лекции и музыку, а заодно знакомиться с историей и важными локациями города. Фестиваль дает возможность примерить на себя роль зажиточного столичного жителя прошлых веков - научиться играть в серсо или крокет, сварить варенье по старинному рецепту и просто отдохнуть в тени деревьев под старинную музыку. Мостуризм рассказал "РГ" о местах, которые обязательно стоит посетить.
Музей-усадьба "Кусково"
Что делать: Слушать музыку и заниматься керамикой
Летнюю резиденцию графов Шереметевых еще до революции стали называть "подмосковным Версалем". До наших дней дошел комплекс центральной парадной части дворца XVIII века в стиле классицизма, парк с павильонами и Большой каменной оранжереей. Кроме прогулок, здесь можно побывать и на одной из музейных экспозиций: увидеть предметы быта прошедших веков, посмотреть портреты русских царей и европейских монархов, современников Петра I и первого графа Шереметева, редчайшие натюрморты. Во дворце и Большой каменной оранжерее можно полюбоваться итальянской майоликой, немецкой скульптурой из фарфора и знаменитой французской керамикой Бернара Палисси.
Во время фестиваля "Усадьбы Москвы" тут проводят сеансы популярных спортивных игр XVIII-XIX веков, тематические экскурсии и исторические пикники.
В любой другой день сюда стоит приехать и позаниматься в керамической мастерской или специально выбраться на концерт органной музыки.
Усадьба Остафьево
Что делать: Гулять по аллеям, по которым ходил Пушкин
С конца XVIII века усадьба Остафьево принадлежала древнему роду князей Вяземских, а в XIX столетии здание в стиле классицизма стало центром притяжения культуры. Здесь, к примеру, работал над "Историей государства Российского" Николай Карамзин и гостил Василий Жуковский. После смерти Андрея Вяземского владеть имением стал его сын Петр Вяземский - публицист, поэт и государственный деятель. С тех пор Остафьево стали называть "русским Парнасом": здесь собирались главные авторы Золотого века, декламировал отрывок из "Евгения Онегина" Пушкин, читал "Горе от ума" и играл на домашней сцене Грибоедов, бывали Адам Мицкевич и Николай Гоголь. А сам Петр Вяземский посвятил имению несколько стихотворений. Если от Андрея и Петра усадьбе досталась богатая библиотека, то от следующего владельца - Павла Вяземского - собрание живописи. В Готическом зале Остафьево он выставлял "ранние доски" - картины средневековых немецких художников, привезенные из Германии. Последним хозяином усадьбы стал граф Сергей Шереметев - в 1899 году он открыл один из первых общедоступных музеев к столетию со дня рождения Александра Пушкина, а в парке установил памятники русским писателям.
Сегодня Остафьево - это господский дом, превращенный в музей, Храм Святой Троицы, старинные парк с прудом и липовая аллея "Русский Парнас". Музей посвящен знаменитым владельцам и гостям Остафьево.
В Остафьево гостей "Усадеб Москвы" ждут пешие экскурсии, активные исторические игры и пикник, посвященный жизни и творчеству Александра Пушкина. Но можно приехать и просто так - чтобы побродить по парку и аллее, покататься на лодке, выпить кофе в музейном кафе.
Усадьба Покровское-Стрешнево
Что делать: Побывать на даче для интеллигенции, изучить классицизм и модерн
Хороший повод увидеть, как из руин возрождается одно из старинных имений столицы. Истории этой усадьбы - более трехсот лет, 250 из которых земли с постройками принадлежали роду Стрешневых. После выхода Манифеста о вольности дворянства в 1762 году (документ освобождал дворян от обязательной военной и гражданской службы) Петр Стрешнев занялся обустройством имения. Но главная доминанта - дом в стиле классицизма - была построена на рубеже XVIII-XIX веков для дочери Петра Елизаветы Глебовой-Стрешневой. При ней тут появились и оранжереи, и ванный домик "Елизаветино".
Конец XIX - начало XX века принято называть вторым расцветом усадьбы - ее последняя владелица Евгения Шаховская-Глебова-Стрешнева велела перестроить главный дом в сказочный замок эпохи модерна, сделала общедоступной часть парка и назвала его Карлсбадом, а еще построила творческие дачи, которые облюбовала интеллигенция того времени - актеры Художественного театра Алексей Толстой, Марина Цветаева и Сергей Эфрон.
После революции много изменилось - в первое десятилетие советской власти тут работал музей "упаднического дворянского быта", а после были НИИ и санаторий. Во время Великой Отечественной войны усадебный комплекс тоже пострадал - главный дом пережил несколько пожаров. Затем предназначение усадьбы менялось несколько раз, а в девяностые годы имение пришло в запустение.
Реставрационные работы тут начались несколько лет назад. Сейчас усадьба рождается заново: по архивным снимкам восстановили пейзажный парк и регулярный сад, приведены в порядок главный дом и другие сохранившиеся постройки. Тут можно гулять в тени деревьев, приходить на исторические пикники, играть в старинные игры, любоваться пейзажем и понимать, что возрождение и новая жизнь - возможны.
Одно из тематических событий фестиваля "Усадьбы Москвы" в Покровском-Стрешнево посвящено как раз красоте пейзажа и очарованию старых имений. В июле тут пройдет исторический пикник "Русская природа в стихах поэтов XIX века". Гости пикника узнают, какие парки, аллеи и усадьбы вдохновляли на написание новых стихов Пушкина, Лермонтова, Фета, Тютчева и других авторов эпохи романтизма.
Усадьба Александрово-Щапово
Что делать: Любоваться интерьерами, изучить артефакты и послушать орган
Липовый парк с прудами, вековые дубы и клены, храм Успения Пресвятой Богородицы, господский дом с башенкой, резными наличниками и внутренними росписями по мотивам помпейской живописи - это усадьба Александрово-Щапово. Считается, что это одна из немногих усадеб в русском стиле, сохранившаяся в Московской области.
Впервые место было упомянуто в Писцовой книге 1627 года, но, если судить по орнаментам надгробных плит с сельского кладбища, оно возникло еще раньше - во времена Ивана Грозного.
На прогулке по музею усадьбы можно послушать органную музыку в единственном в Подмосковье органном зале, узнать новое об истории имения и людях, которые в нем жили, - например, об окольничьем Бориса Годунова или отце будущих декабристов Иване Муравьеве-Апостоле. В экспозиции представлены археологические находки, фрагменты надгробных плит с погоста при деревянной церкви Успения Пресвятой Богородицы, экспонаты, рассказывающие о войне 1812 года и Великой Отечественной войне, предметы и игрушки крестьянского быта. О прежних владельцах усадьбы рассказывают архивные документы - родословные, грамоты на дворянство, послужные списки и личные предметы: драпировочная ткань, сундук для приданого, именной фарфор. Здесь воссоздан интерьер гостиной XIX века с антикварным дубовым столовым гарнитуром и фарфоровой посудой, которая была изготовлена по заказу Петра Щапова в Англии в 1890 году.
Дом-музей Тургенева на Остоженке
Что делать: Узнать о жизни и творчестве писателя
Двухэтажный деревянный дом с антресолями и шестью белыми колоннами был построен на Остоженке в 1818-1819 годах, а в середине XIX века здесь жила Варвара Тургенева - мать известного писателя. Классик бывал здесь часто - не только гостил, но и работал. События, происходившие в усадьбе, легли в основу рассказа "Муму", а люди стали прототипами персонажей.
Музей Тургенева открылся в 2009 году. Здесь провели масштабные реставрационные работы и восстановили обстановку того времени. Музейная экспозиция разделена на 12 тематических залов, каждый из которых рассказывает о важном периоде жизни Тургенева - например, о годах, проведенных в столице или во Франции. На территории усадьбы высажены деревья, присланные из музея-заповедника "Спасское-Лутовиново" в Орловской области, проложены дорожки и установлены два памятника: один - самому писателю (кстати, первый в Москве), второй - небольшая скульптура, изображающая собачку Муму.