18.07.2024 13:48
Поделиться

Новые меры борьбы с телефонными мошенниками вступят в силу 25 июля

В Петербурге обновлен антирекорд среди жертв телефонных мошенников - женщина отдала им почти 24 миллиона рублей. По информации правоохранительных органов, ее "разводили" несколько дней, убеждая, что сотрудники ФСБ таким образом ловят преступников.
Сотрудники банка никогда не просят сообщить данные карты.
Сотрудники банка никогда не просят сообщить данные карты. / Святослав Акимов

Предупреждения о том, что телефонные звонки с просьбой перевести деньги куда бы то ни было - это мошенничество, сегодня звучат не только по телевидению и радио, их размещают на автобусных остановках, в вагонах метро, даже не больших рекламных билбордах. Однако "особо бдительные" граждане все же поддаются на уговоры. Поэтому очередной заслон на пути телефонных мошенников - законодательный.

Ровно через неделю, с 25 июля, в России вступают в силу изменения в Федеральный закон "О национальной платежной системе", направленные на обеспечение защиты средств граждан в подобных случаях. В первую очередь необходимо сократить время выявления возможных преступлений, отмечает заместитель директора департамента информационной безопасности Банка России Юрий Лысенко. В имеющейся практике в случае совершения кибермошенничества отследить цепочку перевода денежных средств бывает сложно, а главное, долго, поскольку по каждой транзакции необходимо направить запрос в МВД.?Теперь банки сразу, в момент перевода, будут получать информацию о том, что получатель суммы есть в базе МВД - через ФинЦЕРТ (Центр взаимодействия и реагирования Департамента информационной безопасности, специальное структурное подразделение Банка России. От англ. computer emergency response team - группа реагирования на компьютерные инциденты). Подозрительный перевод должен быть заблокирован.

- Если банк не проверил, что получатель транзакции числится в системе МВД, то обязан в течение 30 дней вернуть всею сумму, - поясняет Юрий Лысенко. - Если перевод ушел за границу, то в течение 60 дней.

Банк в свою очередь имеет возможность "заморозить" движение денежных средств. Так называемый период охлаждения, в течение которого транзакция будет приостановлена, может составлять до двух дней. В это время клиент должен подтвердить, что совершает перевод добровольно и осознанно. Если данные получателя при этом есть в ФинЦЕРТе, задержать платеж банк обязан.

- О блокировании перевода денег клиенты банков будут уведомляться отдельно. В течение следующих двух дней заморозки человеку необходимо будет подтвердить проведение операции или же отменить ее, - добавляет Лысенко.

Еще одно законодательное нововведение направлено на то, чтобы лишить кибермошенников необходимых инструментов. Без технологий дистанционного банковского обслуживания (ДБО) жизнь современного человека уже трудно себе представить - мы получаем на карточку зарплату, заказываем любые товары в интернет-магазинах, оплачиваем счета, пользование онлайн-сервисами, совершаем практически любые траты. Количество банковских карт, которые может иметь один человек, не ограничено, и этим пользуются так называемые "дропы", или "дропперы". Они либо продают данные своей карты, либо сами участвуют в преступной схеме. Дроппер получает деньги, обналичивает их в банкомате, получает за это свой процент и передает дальше. Отследить такую цепочку сложно, поскольку осторожный дроппер, конечно же, понесет наличные в другой банкомат другого банка и иногда на другом конце города.

Теперь при получении информации о том, что потенциальный клиент может быть дроппером, банк имеет право отключить ему ДБО, и банковская карта станет бесполезным куском пластика. Если же сведения ФинЦЕРТа подкреплены информацией из МВД, банк обязан это сделать.

Однако меры, которые предпринимаются на законодательном уровне, вовсе не снимают с граждан ответственность за свои кровные. И самый действенный совет, который дают специалисты по кибербезопасности, звучит так: "Если в телефонном разговоре вам говорят про деньги, кладите трубку!"

Компетентно

Анна Ларина, независимый финансовый советник:

- И до внесения изменений в законодательство о платежных системах банки широко использовали анти-фродовые системы, которые защищали деньги клиентов от мошеннических операций. Однако, несмотря на это в 2023 году мошенникам удалось похитить около с банковских счетов около четырех миллиардов рублей.

Новый подход увеличивает финансовую ответственность банка в случае мошеннических действий. Счета клиентов окажутся в большей безопасности, потому что у банков будет больше мотивации в отслеживании платежного фрода, в заблаговременном распознавании кибермошенников и предотвращении подозрительных операций, чтобы не возмещать клиентам ущерб из своих денег.

Важно знать

- Сотрудники любого банка никогда не просят сообщить данные вашей карты (номер карты, срок ее действия, секретный код на оборотной стороне карты), и не просят отправиться к банкомату.

- Данные банковской карты, а также секретный код на оборотной стороне карты и пин-код нельзя сообщать никому.

- Если деньги просит перевести родственник, знакомый, начальник, нужно перезвонить и уточнить - возможно, мошенники получили доступ к его аккаунту.

- "Бесплатный сыр бывает только в мышеловке".