Бесконечный поток предложений - купить, заказать, принять и прочее сегодня в прямом смысле отравляет жизнь абонентов сотовых операторов по всей стране. Потоки рекламы не прекращаются ни днем, ни ночью. И даже бесконечные попытки блокировки номеров, с которых идет рассылка, ничего не дают. Но очень похоже, что ситуация все же начала меняться. Это показал суд, который заметил информационно-правовой портал Гарант.ру.
Абонент одного крупного сотового оператора получил СМС-сообщение с рекламой услуг фитнес-клуба и обещанием полгода занятий в подарок. Поскольку согласия на получение рекламы человек не давал, он добился в областном УФАС решения о том, что эта СМС является ненадлежащим сообщением.
После этого хозяин телефона обратился в суд с требованием о выплате ему компенсации морального вреда. Абонент заявил, что реклама "причинила ему нравственные страдания, вызвала беспокойство за сохранность его персональных данных, нарушила привычный уклад его жизни". И попросил полмиллиона рублей, которые "в принципе были бы способны загладить причиненный моральный вред".
Районный суд с абонентом согласился, только сумму компенсации морального вреда уменьшил до 5 тысяч рублей.
Считая компенсацию заниженной, гражданин дважды обращался с жалобами в вышестоящие инстанции - по его мнению, снижать сумму компенсации особенно несправедливо, учитывая, что "ответчик хорошо зарабатывает на своем недобросовестном промысле, вмешиваясь в частную жизнь абонентов и незаконно используя их персональные данные".
Но местные суды с назначенной суммой согласились.
Вот их аргументы. По статье 1101 Гражданского кодекса РФ, размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий. А еще от степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда.
По закону, при определении размера компенсации вреда должны учитываться "требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего". Но суд заявил, что тот, кто рассылал рекламу, допустил нарушение прав хозяина мобильника как субъекта персональных данных. Абоненту было отправлено рекламное смс-сообщение на номер мобильного телефона при отсутствии его согласия на получение такой информации и обработку его персональных данных.
Еще суд добавил - получение рекламы причинило истцу моральный вред, в том числе по тем причинам, что абонент является инвалидом.
Определение Судебной коллегии по гражданским делам Четвертого КСОЮ N 8Г-15421/202.