18.07.2024 20:04
Поделиться

Суд назначил компенсацию человеку за рекламную СМС без его согласия

Первой ласточкой можно смело назвать решение суда, который велел фирме, рассылающей рекламу, заплатить хозяину телефона за не нужное ему сообщение.

Бесконечный поток предложений - купить, заказать, принять и прочее сегодня в прямом смысле отравляет жизнь абонентов сотовых операторов по всей стране. Потоки рекламы не прекращаются ни днем, ни ночью. И даже бесконечные попытки блокировки номеров, с которых идет рассылка, ничего не дают. Но очень похоже, что ситуация все же начала меняться. Это показал суд, который заметил информационно-правовой портал Гарант.ру.

Абонент одного крупного сотового оператора получил СМС-сообщение с рекламой услуг фитнес-клуба и обещанием полгода занятий в подарок. Поскольку согласия на получение рекламы человек не давал, он добился в областном УФАС решения о том, что эта СМС является ненадлежащим сообщением.

Суд в решении указал, что тот, кто рассылал рекламу, допустил нарушение прав хозяина мобильника как субъекта персональных данных

После этого хозяин телефона обратился в суд с требованием о выплате ему компенсации морального вреда. Абонент заявил, что реклама "причинила ему нравственные страдания, вызвала беспокойство за сохранность его персональных данных, нарушила привычный уклад его жизни". И попросил полмиллиона рублей, которые "в принципе были бы способны загладить причиненный моральный вред".

Районный суд с абонентом согласился, только сумму компенсации морального вреда уменьшил до 5 тысяч рублей.

Считая компенсацию заниженной, гражданин дважды обращался с жалобами в вышестоящие инстанции - по его мнению, снижать сумму компенсации особенно несправедливо, учитывая, что "ответчик хорошо зарабатывает на своем недобросовестном промысле, вмешиваясь в частную жизнь абонентов и незаконно используя их персональные данные".

Но местные суды с назначенной суммой согласились.

Вот их аргументы. По статье 1101 Гражданского кодекса РФ, размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий. А еще от степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда.

По закону, при определении размера компенсации вреда должны учитываться "требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего". Но суд заявил, что тот, кто рассылал рекламу, допустил нарушение прав хозяина мобильника как субъекта персональных данных. Абоненту было отправлено рекламное смс-сообщение на номер мобильного телефона при отсутствии его согласия на получение такой информации и обработку его персональных данных.

Еще суд добавил - получение рекламы причинило истцу моральный вред, в том числе по тем причинам, что абонент является инвалидом.

Определение Судебной коллегии по гражданским делам Четвертого КСОЮ N 8Г-15421/202.